Слайд 1Мастер-класс «Ловкие пальчики».(для родителей детей 5-6 лет с ОВЗ ).
Разработала:
воспитатель первой категории Старченко Ольга Валентиновна.
Нетрадиционные формы работы по развитию тонкой моторики в группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР).
МБДОУ ДС КВ №21 город Смоленск
Слайд 2Цель: влияние развития тонкой моторики детей с ОВЗ (ЗПР) на подготовку
к школьному обучению
Задачи:
Формирование восприятия, зрительно-моторной координации.
Развитие внимания, памяти, речи при выполнении специальных упражнений.
Вовлечение родителей детей в активный коррекционно-педагогический процесс.
Слайд 3Интеграция образовательных областей по ФГОС
- социально-коммуникативное развитие
- познавательное развитие
- речевое развитие
-
физическое развитие
- художественно-эстетическое развитие
Материально-техническое обеспечение
- мультимедийный проектор
- проекционный экран
- компьютер
Слайд 4Учёные пришли к выводу, что формирование речи у детей совершенствуется под
влиянием импульсов, идущих от рук. Это особенно важно, когда развитие ребёнка нарушено.
Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, внимание и память ребёнка.
Выводы учёных и психологов
Слайд 5Рекомендации по развитию тонкой моторики рук
- Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
-
Сопровождение упражнений стихами, считалками, чистоговорками, которые знакомы детям, что формирует у них чувство ритма и рифмы.
Слайд 6В своей работе мы используем традиционные и нетрадиционные формы работы
Традиционные формы
Игры
и упражнения
Конструирование
Пластилинография
Изодеятельность
Нетрадиционные формы с использованием разнообразного материала
Бросового, природного, хозяйственно-бытового
Самомассаж
Слайд 8А сегодня мы поговорим о нетрадиционных формах работы. Предлагаем родителям познакомиться
с некоторыми формами работы по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук. Принять активное участие в выполнении этих упражнений, с последующем проведением их в домашних условиях.
Слайд 9Благодатное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж.
Он осуществляет стимуляцию активных точек пальцев и ладоней.
Используемые материалы для упражнений:
- каштаны
- массажные щётки для волос
- воздушные шары (наполненные мукой, мелкими предметами)
- перчатки с нашитыми пуговицами
- разнообразные крючки и кнопки
- игры с бусами
Эти занятия для детей превращаются в интересную игру «Пальчики-фокусники», «Пальчики-лыжники» и т.д.
Остановимся на некоторых несложных вариантах самомассажа.
Слайд 10Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливаем сжатыми четырьма пальцами одной руки
на основание пальцев, середину ладони, пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней вверх-вниз.
3. Массаж грецкими орехами:
- положить орех между ладонями и делать круговые движения
- катать два ореха между ладонями
- прокатывать орех между пальцами
4.Массаж шестигранным карандашом.
5.Массаж чётками или крупными бусами (перебирание развивает пальцы).В это время можно считать количество чёток в прямом и обратном порядке.
Слайд 13Самомассаж подушечек пальцев
Большой палец становится на ноготь массируемого пальца., а остальные
прижимают подушечку снизу, разминая её. Стихи, считалки могут быть знакомы детям (А. Барто, К. Чуковский) .Необходимо только, чтобы дети чувствовали ритм.
Правая рука
1 Аты-баты
2 Шли солдаты
3 Аты-баты
4 На
5 Базар
Левая рука
1 Аты-баты
2Что купили?
3 Аты-баты
4 Само-
5 вар
Слайд 15Самомассаж фалангов пальцев
Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям
пальцев. На каждое слово разминание одной фаланги. Большой палец – обобщение
За – яц - мизинец (1)
Ли – си – ца –безымянный (2)
Пвн – те – ра – средний (3)
Мед – ведь – указательный (4)
Зве – ри – большой (5)
Мор – ковь – мизинец (1)
Ка – пус – та – безымянный(2)
Кар – то – фель – средний (3)
Го – рох – указательный (4)
О – во – щи – большой (5)
Слайд 17Щелчки
Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другой рукой поднимать пальцы по
одному. Затем с силой опускать пальцы на стол. На каждую строчку один палец.
Правая рука
Идёт – мизинец (1)
Бычок – безымянный (2)
Качается – средний (3)
Вздыхает – указательный( 4)
На ходу – большой (5)
Левая рука
Вот – мизинец (1)
Досточка – безымянный (2)
Кончается – средний (3)
Сейчас – указательный (4)
Я упаду – большой (5)
Слайд 19«Ладонь – кулак»
Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются
в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Проговариваем:
-ручки открылись
-ручки закрылись,
- снова открылись
-и снова закрылись (4-5 раз).
А теперь поочерёдно. Одна сжимается в кулак, другая прямая.
Проговариваем:
- вот ладошка,
- вот кулак.
- И ешё раз
- и вот так.(смена рук по 2-3 раза)
Слайд 21Пальчики рассказывают
Соединяем подушечки одноимённых пальцев, начиная с мизинцев. На каждое соединение
называем имена мальчиков (девочек), а на соединение больших пальцев делаем обобщение.
1.Саша
2.Петя
3.Миша
4. Дима
5. Имена
Слайд 23Мячи – ёжики
Упражнение с мячом-ёжиком. Движения по тексту (авторская разработка).
Между рук
я мяч катаю – между ладонями
Вверх и вниз его гоняю – вперёд-назад
Правой ручкою сожму – сжимать мяч
Каждым пальчиком прижму – прижать и смена рук
Слайд 25«Коврик»
Дети работают с фрагментом коврика двумя руками. Делаем движения соответственно тексту
(авторская разработка).
Прыг-прыг, на лужайке - прыгать пальцами по коврику
Прыг-прыг, скачут зайки
Покатались-покатались - прокатывать ладони от основания до кончиков пальцев
На лужайке повалялись
Быстро зайчики скакали - «лечь» ладонями на коврик
Наконец они устали
А теперь пойдут детишки - «переступать» ребром ладони
Неуклюжие, как мишки
А теперь пришла их мать - ладони поочерёдно гладят коврик
Стала детушек ласкать
Слайд 27«Весёлые прищепки»
Бельевыми прищепками прищипываем фаланги пальцев (кроме большого пальца). Предварительно проверить
силу зажима.
Вот какой сердитый гусь
Щиплет он нас:
Кусь-кусь-кусь-кусь
(правую и левую руку поочерёдно)
Слайд 29«Горошек»
Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошины
и удерживает их в руке, и так целую горсть (со сменой рук). Каждая горошина берётся на ударный слог (всего 16 штук). Авторская разработка.
Быстро я беру горошки
И держу я их в ладошке
(повторить 2 раза)
Слайд 31«Крышки – шалунишки»
Пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) «надеваем» их на
указательные и средние пальцы обеих рук. Идём как «ножками», не отрывая от поверхности стола ( авторская разработка).
Мы ботиночки обули
И вперёд скорей шагнули
смена рук
Вы ботиночки идите
Только лужи обходите
Слайд 33«Узелки»
Верёвка или шнур диаметром 4-5 мм., завязываем 6-8 узелков, подвешевая вертикально.
Ребёнок сжимает ладошками верёвку (лезет, как по канату), проговаривая и деля слова на слоги.
Мы по – ле – зем вы – со – ко
Вид – но бу –дет да – ле - ко
Слайд 35«Прогулка»
Подставки под горячее (дети «ходят» указательным и средним пальцами по клеточкам).
На каждую клеточку называя гласные звуки, дни недели и т.д. Можно ходить вперёд-назад, вправо-влево.
Слайд 37Пальчиковый тренинг при подготовке руки к письму для детей с моторной
неловкостью
Часто у детей с задержкой психического развития наблюдается вялость пальцев при удержании карандаша, ручки, или наоборот - чрезмерное напряжение и малая подвижность.
Слайд 38Для детей, которые с трудом сгибают пальцы предлагаем следующие упражнения
1.Руки лежат
на столе, предплечье фиксирует взрослый. Ребёнок старается взять большим, указательным и средним пальцами палочку, мелок, карандаш, ручку, приподнять на 10-12 см., затем опустить.
2.Тремя пальцами слегка нажимать на резиновую грушу игрушки «скачущая лягушка»
3.Раскатывать на весу кусочек пластилина большим и указательным пальцами.
Слайд 40Прокатывать, вращать карандаш между большим и указательным, большим и средним пальцами
правой руки.
Отработка движений при захвате карандаша с препятствием со стороны взрослого. Ребёнок держит карандаш, как при письме. Взрослый удерживает нижний конец, а ребёнок старается вытащить карандаш, сгибая только пальцы.
Взрослый натягивает между указательным и средним пальцами аптечную резинку . Ребёнок перебирает её указательным и средним пальцами, как струну гитары, сгибая указательный и средний пальцы.
Перемешивание воды, крупы, песка сначала указательным, затем среднем пальцем по и против часовой стрелки в ёмкости с узким горлом, при неподвижно зафиксированной кисти.
Слайд 43Вывод
- систематическая работа и последовательное использование предлагаемого материала способствует развитию точности
движений пальцев у детей
- развивает внимание, память, формирует развитие речевых навыков
- для каждого ребёнка разработаны индивидуальные комплексы пальчиковых игр и упражнений в соответствии с особенностями развития
- созданы памятки для родителей по применению данных комплексов
Слайд 44Список используемой и рекомендованной литературы
1. Белая А.Е. Пальчиковые игры М. 1999.
2.
Бирюкова А.А. Самомассаж для всех М.2008
3. Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи Журнал «Дефектология» 1999
4. Ковалько В.И. Азбука физкульт минуток для дошкольников М. 2005
5. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение СПБ 1997
6. Нищева Н.В. Картотека упражнений и игр пальчиковой гимнастики СПБ 2008
7. Крупенчук О.Н Пальчиковые игры СПБ 2013
8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников Пособие для родителей и педагогов М. 2005