Презентация, доклад на тему Литературное чтение Система упражнений по развитию навыка чтения

Содержание

Читать -мыслить, читать – чувствовать, читать – жить (русский методист начала ХХ века В.А.Флёров)

Слайд 1«Развитие и коррекция навыков чтения»
Автор
Гришкова А.Н.,
учитель начальных классов,
МКОУ «СШ №11»

«Развитие и  коррекция навыков чтения»АвторГришкова А.Н.,учитель начальных классов,МКОУ «СШ №11»

Слайд 2Читать -мыслить, читать – чувствовать, читать – жить (русский методист начала ХХ

века В.А.Флёров)
Читать -мыслить, читать – чувствовать, читать – жить (русский методист начала ХХ века В.А.Флёров)

Слайд 4слабое развитие у учащихся функций самоконтроля.
нарушениями пространственных представлений;
нарушением зрительно-моторной координации;
нарушением

слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:

недостаточное развитие концентрации внимания;

нарушением произвольного внимания, памяти;

нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря;

слабое развитие у учащихся функций самоконтроля. нарушениями пространственных представлений;нарушением зрительно-моторной координации;нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;Трудности в формировании

Слайд 5Упражнения для развития правильности чтения
Упражнения со слоговыми таблицами разной сложности.
Упражнения, направленные

на развитие

Далее

Упражнения, направленные на устранение искажения звукобуквенного состава слова

Развитие пространственной ориентировки

Занятия Пиши- стирай

памяти

внимания

Занятия Пиши- стирай

мышления

Упражнения на устранение регрессии

Занятия Пиши- стирай

Упражнения для развития правильности чтенияУпражнения со слоговыми таблицами разной сложности.Упражнения, направленные на развитиеДалееУпражнения, направленные на устранение искажения

Слайд 6Далее
Найди, что изменилось.
Назови предметы (далее количество увеличивается ). Экспозиция 4 секунды.



ДалееНайди, что изменилось.Назови предметы (далее количество увеличивается ). Экспозиция 4 секунды.

Слайд 7Опиши предмет (показать и убрать).

Далее

Опиши предмет (показать и убрать).Далее

Слайд 8Разноцветные слова не читаются, нужно называть цвет.
Синхронное письмо.
Мышление

Разноцветные слова не читаются, нужно называть цвет.Синхронное письмо.Мышление

Слайд 10РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Найди буквы в алфавитном порядке.
Кто и сколько раз нарисован на

картинке?
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯНайди буквы в алфавитном порядке.Кто и сколько раз нарисован на картинке?

Слайд 12Найди имена персонажей из сказок.
Проверка
Найди среди набора букв слова связанные с

картинками.
Найди имена персонажей из сказок.ПроверкаНайди среди набора букв слова связанные с картинками.

Слайд 13Далее

Далее

Слайд 14Игра «Кто быстрее найдёт слово»
Учащимся даётся координата: звёздочка, синяя полоска, второе

снизу)
Найти в желтой, строчке, например, всех животных и т.д.
Игра «Кто быстрее найдёт слово»Учащимся даётся координата: звёздочка, синяя полоска, второе снизу)Найти в желтой, строчке, например, всех

Слайд 15Чтение по таблицам наращивания. Методика А.Н. Корнева

Чтение по таблицам наращивания. Методика А.Н. Корнева

Слайд 16Чтение с настроением (один ученик читает, другие должны угадать его настроение);
Далее
Работа

по таблицам

Чтение-пение. Пение слогов на мотив знакомой песни.
Игра«Доскажи словечко»
Игра «Бег по дорожке»

Вставь пропущенные буквы.

Чтение с настроением (один ученик читает, другие должны угадать его настроение);ДалееРабота по таблицамЧтение-пение. Пение слогов на мотив

Слайд 17Интернет-ресурсы
Задания на внимание и развитие навыка чтения

Интернет-ресурсыЗадания на внимание и развитие навыка чтения

Слайд 18Упражнения
для развития беглости чтения
расширение поля зрения
активизации органов речи
зрительные диктанты
таблицы Шульте.


«Пирамида»

дыхание

артикуляция

речевые разминки, скороговорки, чистоговорки

чтение слов разной сложности

Далее

Назад

ЗАШУМ-ЛЁННЫЙ ТЕКСТ

сплошной
ТЕКСТ

ПЕРЕМЕ-
шанные
БУКВЫ

ЧТЕНИЕ НАОБОРОТ

СОБЕРИ ТЕКСТ

ТЕКСТ С НАЛО-
ЖЕНИЕМ

ВВЕРХ НОГАМИ

ТЕКСТ ВЕРТУШКА

Упражнениядля развития беглости чтения расширение поля зренияактивизации органов речизрительные диктантытаблицы Шульте. «Пирамида» дыханиеартикуляцияречевые разминки, скороговорки, чистоговоркичтение слов

Слайд 19Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко

Слайд 20Упражнения для развития беглости чтения
Правила пользования:
Таблицы Шульте служат для расширения поля


зрения (периферическое зрение) читателя.
Методика:
Читатель концентрирует взгляд на центральной ячейке
таблицы (на точке ) Размер 20х20см, расстояние от глаз 25-30 см.
Упражнения для развития беглости чтенияПравила пользования:	Таблицы Шульте служат для расширения поля зрения (периферическое зрение) читателя. Методика: 	Читатель

Слайд 21Упражнения
для развития осознанного чтения
логические упражнения
работа с деформированными текстами
антиципация
«Угадай-ка» текст с решеткой.

Упражнениядля развития осознанного чтениялогические упражненияработа с деформированными текстамиантиципация«Угадай-ка» текст с решеткой.

Слайд 22Далее
Логические упражнения
Первая пара слов находятся в определенной связи. Подбери слово по

тому же принципу.

Песня — композитор;

самолет — ?

(аэродром, горючее,
конструктор, лётчик,
истребитель);

ДалееЛогические упражненияПервая пара слов находятся в определенной связи. Подбери слово по тому же принципу.Песня — композитор; самолет

Слайд 23Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном

домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой.

Далее

Работа с деформированными текстами

Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления. В одном домике жила у хозяев пушистая корова

Слайд 24Упражнения для развития выразительности чтения
Постановка логического ударения
Работа над интонационной выразительностью

Упражнения для развития выразительности чтенияПостановка логического ударенияРабота над интонационной выразительностью

Слайд 25Постановка логического ударения. Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.
Купила бабуся бусы Марусе.

А) Кто

купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.) Б) Кому купили бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.) В) Бусы Марусе сделали? (Купила бабуся бусы Марусе.) Г) Бабуся подарила колечко?

Выразительность чтения

Постановка логического ударения. Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.Купила бабуся бусы Марусе.А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы

Слайд 26 Интонационная выразительность
Произнося фразу
«Миша умеет танцевать»
- удивитесь;
- констатируйте факт.
- огорчитесь;
-

иронизируйте;

- разгневайтесь;

- восхититесь;

Далее

 Интонационная выразительность Произнося фразу «Миша умеет танцевать»- удивитесь;- констатируйте факт.- огорчитесь;- иронизируйте;- разгневайтесь;- восхититесь;Далее

Слайд 27Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Слайд 31Майский снег
Снег идёт! Удивляются дети: "К нам зима Воротилась Опять?" Это просто На яблоне Ветер Хочет все лепестки Сосчитать.
(В.Приходько)
Далее
Упражнения

для развития навыка быстрого чтения
Майский снегСнег идёт! Удивляются дети:

Слайд 32Далее

Далее

Слайд 33ЛОСИ
НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось
наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери
ГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапах
сенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях.

В.Карасёва

Далее

ЛОСИНаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлосьнаблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвериГолодноихолодноимзимойПустокругомНилисточка,нитравкиоднагорькаякораИвдругзапахсенаНаполянестоитбольшаякормушкаДобрыерукиегеряположилидушистоесеновкормушкуОнхозяинвлесуизаботитсяодеревьяхптицахзверях.

Слайд 34БЕЛКА И ВОЛК
БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО

НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ. БЛЕКА СЛАТА ПСОРТИЬ: – ПСУТИ МНЕЯ. ВЛОК СЗАКАЛ: – ХОШОРО, Я ПЩУУ ТБЕЯ, ТЛОЬКО ТЫ СЖАКИ МНЕ, ОГЕТЧО ВЫ, БЛЕКИ, ТАК ВСЕЛЕЫ. МНЕ ВГЕСДА СЧУНКО, А НА ВАС СТОМИРШЬ – ВЫ ТАМ ВРЕВХУ ВСЁ ИРАТЕГЕ И ПГАРЕТЫЕ. БЛЕКА САЗАКЛА: – ПТУСИ МНЕЯ ПЖЕДРЕ НА ДЕВРЕО, А ОТДУТА ТБЕЕ СЖАКУ, А ТО Я БСЮОЬ ТБЕЯ. ВЛОК ПСИТУЛ, А БЛЕКА УЛША НА ДЕВРЕО И ОТДУТА САЗАКЛА: – ТБЕЕ ОГТОТО СЧУНКО, ЧТО ЫТ ЗОЛ. ТБЕЕ ЗСОЛТЬ СДЕРЦЕ ЖЁЖТ. А МЫ ВЕЛЕСЫ ОГТОТО, ЧТО МЫ ДРОБЫ И НОМИКУ ЗЛА НЕ ДАЕЛЕМ.
Л. Толстой

Далее

БЕЛКА И ВОЛКБЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И

Слайд 36Далее

Далее

Слайд 37В
л
е
с
у
о
с
л
а
с
о
с
н
а
.
а
м
б
ы
л
д
у
п
л
о
.
В
д
у
п
л
е
и
л
а
б
е
л
к
а
.
б
е
л
к
и
б
ы
л
и
д
е
и
.
н
и
м
а
л
ы
Далее

Влесуосласосна.амбылдупло.Вдуплеилабелка.белкибылидеи.нималыДалее

Слайд 38(К.Д.Ушинский)
Далее

(К.Д.Ушинский)Далее

Слайд 39Далее

Далее

Слайд 40Как Люба варила компот
Мама и Люба сходили на базар. Там они

купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!

Далее

Как Люба варила компотМама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для

Слайд 421 класс:
обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия
Практическое

отличие текста от набора предложений

Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий

Составление схематического или картинного плана под руководством учителя

Озаглавливание текста (подбор заголовков)

Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя

Работа с текстом (учебник)

Далее

1 класс:обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятияПрактическое отличие текста от набора предложенийЗнание структуры

Слайд 432 класс:
обучение детей работать с текстом
смысловое чтение
владение пересказом разного вида


деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);

выделение опорных слов (словосочетаний)

характеристика героев и их поступков

Подбор антонимов и синонимов к словам

Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова

Далее

2 класс:обучение детей работать с текстомсмысловое чтение владение пересказом разного вида деление на абзацы и составление плана

Слайд 443-4 класс:
обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать

оценку прочитанному

самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента)

прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку

выделение главной и второстепенной информации

нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме

сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием

выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями)

самостоятельное формулирование вопросов по тексту

3-4 класс:обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанномусамостоятельное выделение основной мысли (в

Слайд 45Литература.
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.
2. Зайцев

В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997.
4. Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.
5. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- №6.-2001.
6. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. - М., Школьная Пресса, 2002.
7.Методы обследования речи детей. / Под редакцией Чиркиной - М. АРКТИ, 2003.
8.Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. - М., Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2003.

Литература.1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение,

Слайд 46Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть