Слайд 1Лего-технология как инструмент формирования личности дошкольника
Тележинская Елена Леонидовна,
заведующий лаборатории
учебно-методической
поддержки Центра
ИКТ
Слайд 2Лего, сочетает в себе два важных смысла:
«играй с удовольствием» (в
пер. с датского)
и «я учусь» (в пер. с латыни).
Слайд 3Времена меняются
Современное образование, в том числе и дошкольное образование, сталкивается с
возросшей конкуренцией со стороны различных технологий и устройств, которые могут увлечь детей гораздо сильнее, чем обучение. Это те самые Вконтакте, Angt Birds, Itunes и так далее. Задача педагога, сделать так, что ребенку было интересно на его предмете, повысить конкурентоспособность своего процесса обучения – вот что самое главное на сегодняшний момент.
Слайд 4Л.С. Выготский установил четыре основных закона – особенности детского развития:
1. Цикличность.
Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл, со своим особым темпом и содержанием. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики в целом.
2. Неравномерность развития.
Разные стороны личности, развиваются неравномерно, непропорционально на каждом возрастном этапе.
3. «Метаморфозы».
Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, он постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждом возрастном этапе, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.
То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок научился говорить, перестает лепетать.
Слайд 5Образовательные решения ЛЕГО
меняют будущее в обучении:
Инклюзивность в учебном процессе
Развитие социальных навыков
Поощерение
развития личностных качеств ребенка
Игровой процесс обучения
Все это позволяет гармонично развивать ребенка. И это может быть конкурентным преимуществом для ДОУ, вопрос как это достичь.
Слайд 6Кто такие воспитанники XXI века
Слайд 7Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и
наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.
Слайд 8Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно
в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
Слайд 9Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их физические возможности: движения
стали значительно более уверенными и разнообразными.
Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Слайд 10Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической
позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.
Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. (Мы можем научить малышей тому, что умеем, мы - помощники воспитателя, мы хотим узнать новое и многому научиться, мы готовимся к школе - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.)
Слайд 11В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины
тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности.
Слайд 16Задачи и вызовы для педагога
Мотивация и вовлечение учащихся
Обучающее окружение
Развития умений применять
накопленный опыт
Эффективные инструменты для учения
Креативное проектирование:
Знания
Процесс проектирования
Технологии и решения
Слайд 17СОГЛАСНО ФГОС
подходы к процессу обучения в ДО:
Развитие инженерно-проектных навыков, как
инструмента решения задач
Деятельностный подход к получению знаний
Поощрение личностного подхода с одной стороны и развитие коммуникативных навыков с другой
Межпредметная направленность
решений
Развитие творческого и критического
мышления
Слайд 18Применение конструктора LEGO способствует:
Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали
разной формы, окрашенные в основные цвета;
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи (т.к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Слайд 19Чтение истории
Пересказ истории
Построение истории
Анализ истории
Написание истории
Представление истории
Запись истории
Слайд 20Цель набора «Построй свою историю»
Уверенно высказываться на различные темы.
Научиться создавать,
объединять и пересказывать истории.
Улучшить навыки речи, восприятия информации на слух.
Совершенствоваться в письме и чтении.
Анализировать итории, героев и сюжеты.
Узнавать и понимать различные стили изложения.
Изучить навыки работы с компьютером.
Слайд 22Отечественные психологи выделили показатели, с помощью которых «распознается» детское творчество. Это:
—
новизна продукта (субъективная),
— оригинальность,
— вариативность решений,
— интеллектуальная активность,
— эмоциональные проявления в процессе деятельности и возникновение «интеллектуальных эмоций» в результате преодоления интеллектуальных затруднений.
Слайд 23Конструкторы LEGO
Развитие конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, последовательно
проходит три этапа:
конструирование по образцу (предметному или графическому);
конструирование по условиям;
конструирование по замыслу.
ЗАДАНИЕ
Слайд 277 – это просто Цифра?
К примеру, 7 планет, 7 дней недели,
7 цветов спектра, 7 составных частей лица человека
Цифра 7 постоянно сопровождает человека во всех циклах его жизненного пути: на седьмом месяце у младенца начинают прорезаться зубы. Через 14 месяцев (7х2) он начинает ходить, а через 21 (7х3) – начинает говорить. Через 35 месяцев (7х5) он перестает сосать материнскую грудь. В 7 лет - ребенок готов к школе. В 14 лет (7х2) человек начинает полностью формироваться, а в 21 (7х3) – перестает расти.
Цифра 7 часто встречается в различных пословицах, поговорках, афоризмах и т.д. К примеру, Баку расположен на семи холмах, «семь раз отмерь, один раз отрежь», «возноситься на седьмое небо», лук считается «панацеей от семи напастей», для семи красавиц возводят 7 куполов… Из семи цветов – красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового – состоит основная палитра,
7 тонов (нот) составляют музыкальный ряд.
Слайд 30Образовательная область
«Познавательное развитие»
«Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
Цель: Развивать
зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
«Что изменилось?», «Чего не стало?»
Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве;
продолжать формировать представления о цвете и форме предметов;
способность обозначать свои действия словами.
Слайд 31Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие»
«Светофор»
Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую
часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
«На дороге»
Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
«Когда за дверью незнакомец»
Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.
Слайд 32Образовательная область
«Речевое развитие»
«Выложи схему слова!»
Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов,
состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
«Расскажи сказку!»
Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
Слайд 33Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Конструктивно-модельная деятельность
«Построй длинную (короткую) дорожку!»
Цель: Формировать умение выделять пространственные
признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).
«Широкая и узкая тропинки»
Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.
Слайд 34Основные формы работы с Лего:
1) «опредмечивание» — когда в некоторой незавершенной
фигуре ребенок усматривает определенный объект и в соответствии с этим дорисовывает ее;
2) «включение» — когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, и это обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, т.е. творческое.
ЗАДАНИЕ
Слайд 35КАЖДАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ДОЛЖНА ТАКЖЕ
СТАВИТЬ ЗАДАЧИ:
— развитие у детей мышления (логического и образного),
— развитие произвольности (умение ставить цель и добиваться ее),
— развитие самостоятельности и свободного поведения (выбор деятельности, средств ее выполнения, темы, определение собственной задачи и способов ее решения и т.п.).
Слайд 36Берегите своих детей, их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез, даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез, что с ресничек родных скатились…
Слайд 37ССЫЛКИ:
1. Сайт Кузнецовой Ольги Владимировны
2. Интерактивные занятия для детей дошкольного возраста
Слайд 38ССЫЛКА: http://cmitpvikt.blogspot.ru/