Слайд 1Лексика ребёнка – основа связной речи
Воспитатель: Трошина Т.И.
Слайд 2Что означают эти слова:
Амброзия –
пища, ржавчина, цветок
Компост –
удобрение,
компот, груз
Блиндаж –
повязка, картина, укрытие
Слайд 3Принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение
детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике.
2. Закрепление и уточнения словаря.
3. Активизация словаря.
4. Устранение из речи нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Слайд 4Основными источниками развития словаря являются:
Наблюдения над окружающей действительностью ( природой, общественной
жизнью, трудом людей, игровой деятельностью детей и т.д.);
Общение со взрослыми и сверстниками (беседа, совместная деятельность);
Речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;
Художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.!!!
Слайд 5В.И. Логинова выделила три направления:
Расширение словаря на основе ознакомления с
постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;
Усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
Введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам
Слайд 6Словесная карусель
Синонимы:
Смелый –
бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный –
скупой, прижимистый, алчный.
Большой
–
огромный, колоссальный, громадный.
Слайд 7Прежде всего, это принципы словарной работы:
единство развития словаря с
развитием восприятия, представлений, мышления;
опора на активное и действенное познание окружающего мира;
связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование.
Слайд 8Существует несколько типов упражнений с синонимами:
подбор синонимов к данному слову
составление предложений со словами синонимического ряда
замена синонима в предложении объяснение выбора слов, близких по значению расположение синонимов по возрастной или убывающей степени какого-то признака
составление рассказа со словами синонимического ряда
Слайд 9Словесная карусель
Синонимы:
Смелый –
бесстрашный, храбрый, отважный.
Жадный –
скупой, прижимистый, алчный.
Большой
–
огромный, колоссальный, громадный.
Слайд 10Упражнения
подбор антонимов к заданным словам
замена антонимов в предложении
договаривание предложения
с антонимами
нахождение антонимов в рассказах, сказках,пословицах,поговорках
составление предложений, рассказов с заданной парой антонимов
Слайд 11Многозначность
объяснение значений многозначных слов в контексте
подбор близких по смыслу
слов к каждому значению многозначного слова
составление предложений с многозначными словами
рисунки на тему многозначного слова
придумывание рассказов с многозначными словами
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках
Слайд 12Объясни выражения
Дело в шляпе –
все в порядке
Плясать под чужую
дудку –
действовать не по собственной воле
С иголочки –
о безупречно одетом человеке
Как на иголках –
состояние крайнего волнения, беспокойства
Слайд 13Пословицы и поговорки
сказка «Кукушка» - «Что посеешь, то и пожнёшь»
сказка «Мороз
Иванович» Одоевского – «Без труда не выловишь рыбку из пруда»
сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» - «Век живи – век учись»
Слайд 14Продолжи пословицу
Грамоте учиться –
всегда пригодится.
Выпустил словечко –
не
догонишь на крылечке.
Доброе слово лучше
мягкого пирога.
Слайд 15Направления развития словаря по Р.И Лалаевой
Расширение объема словаря
Уточнение значения
слова
Развитие структуры значения слова
Формирование семантических полей и лексической системности
Расширение связей между словами в лексиконе
Слайд 16Виды словесных игр
с предметами
настольно-печатные
словесные