Слайд 1«Формирование
умения у дошкольников
строить диалог»
ПОДГОТОВИЛИ:
УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД Кузьмина М.С.
ВОСПИТАТЕЛЬ Яковлева Ю.С.
Слайд 2Проблемы развития диалогической речи дошкольника:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь
Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи.
Замусоривание речи сленговыми словами
Бедная диалогическая речь
Неспособность построить монолог
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Отсутствие навыков культуры речи
Плохая дикция
Слайд 3Участие в диалоге требует сложных умений:
-внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную
собеседником;
-формулировать в ответ собственное суждение;
-правильно выражать его средствами языка;
-менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
-поддерживать определенный эмоциональный тон;
-слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ДИАЛОГ?
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге
иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.
Слайд 5Назовите синонимы к слову «ДИАЛОГ»
Беседа
Разговор
Общение
Собеседование
Переговоры
Слайд 8
Методы обучения диалогической речи
Традиционные Нетрадиционные
Слайд 9Традиционные методы обучения диалогической речи
Разговор воспитателя
с детьми
(неподготовленный диалог)
Сюжетно-ролевые
Словесные
поручения
Чтение литературных произведений
Речевые ситуации (специально организованные)
Игры
Дидактические
Подвижные
Театрализованные
Народные
Слайд 10Нетрадиционные методы обучения диалогической речи
Работа по подгруппам
Групповые и подгрупповые беседы
Не
дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания
Организация пространства общения
Игровая и коммуникативная мотивация
Деятельность кооперативного типа (совместная изодеятельность, конструирование,
художественный труд)
Групповые и подгрупповые
Групповые и подгрупповые
Групповые и подгрупповые
Групповые и подгрупповые
Слайд 11Групповые и индивидуальные беседы
Слайд 12Совместное рассказывание (совместное словесное творчество)
Работа в группах
Цель: Развивать у детей речевое
творчество, в совместном рассказывании, заканчивать начатые взрослым предложения, строя своеобразный диалог.
1. Дети сели в лодку, чтобы…
Мама надела нарядное платье, чтобы…
Петя закрыл лицо руками, потому что...
Рабочие привезли кирпич, чтобы…
2. Папа купил цветы, чтобы…
Девочка открыла окно, чтобы…
Водитель открыл багажник автомобиля, чтобы…
Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы…
Слайд 13Театрализованные игры (драматизации,
инсценировки)
Подвижные игры
Народные игры
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Народная игра «Садовник»
Цель.
Закреплять умение внимательно слушать реплики партнеров по игре, вступая в игровой диалог в свою очередь.
Настольная игра «Времена года»
Цель: Формирование умения слушать партнера; задавать вопросы, вежливо высказывать предположения, пожелания, несогласие; рассуждать, обосновывать свои суждения.
Слайд 14Литературный материал
(песенки, потешки, стихи, сказки, рассказы и др.)
1. Чтение по ролям
р.н. потешки «Кисонька – мурысонька»
2. Чтение по ролям отрывка из сказки К.И. Чуковского «Телефон»
Цель: Помощь в усвоении правил очередности подачи реплик в диалоге, усвоении вопросительной, повествовательной и побудительной интонации.
Слайд 15Организация детского пресс-центра
Организация детского телевидения
Издание детской газеты, журнала
Взять интервью, используя карты
– символы:
Расскажите о своей профессии.
Расскажите о своем домашнем животном.
Цель: Формирование умения строить диалог с опорой на карты-схемы, соблюдения правил речевого этикета: умения использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, благодарность, прощание и др.
3. Игра «Мы журналисты»
4. Игры с телефоном
Слайд 16Рекомендации воспитателям
Для формирования диалогической речи рекомендуется
В книжный уголок поместить произведения,
содержащие разные варианты диалогических реплик, наборы иллюстраций для «озвучивания» их детьми в форме пересказов и чтения стихов по ролям, книжки-игрушки (цель та же).
В игровых уголках иметь игрушечные телефоны, рации; материал для игры «Справочное бюро»; наборы для режиссерских игр (игрушки плоскостные и объемные), фланелеграф с набором фигур для показа детьми инсценировок произведений художественной литературы.
В театральной зоне установить занавес (ширма), наборы настольных театров (театр игрушек, театр плоскостных фигур), оборудование для театра на ширме (фигурки на пальчики, теневые, перчаточные куклы), костюмы и элементы костюмов для игр-инсценировок.
Подбор и расстановка мебели (мягкие пуфы, диваны, кресла) позволяют детям общаться в свободной непринужденной обстановке и создают предпосылки для проявления непосредственности и раскрепощённости, способствуют налаживанию более тесного общения друг с другом.
Слайд 17Взаимодействие с семьями воспитанников
Слайд 18Диалог – это когда говорят………..
Диалог – это ожидание………….
Диалог -
это путь к…………….
Счастье – это когда тебя………….
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»