Слайд 1
Особенности развития ребенка 3-х лет
Подготовила
педагог-психолог
МАДОУ Д/С№15
Руднева Н.Н.
2017
Слайд 2
После младенчества начинается новый этап развития
человека - раннее детство (от 1 года до 3 лет). Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.
Многочисленные исследования показали, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения. В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную подражательность, что является простейшей формой идентификации.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности.
Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью». Ребенок ощущает растущее чувство независимости; его представление о собственной индивидуальности становится явным; взрослые словно бы перечат ему на каждом шагу.
Первостепенной проблемой становится агрессия и контроль над нею.
Слайд 3
На третьем году детям свойственно «эмоциональное заражение» друг от друга:
они хохочут, визжат, прыгая вместе, валяясь на ковре.
Дети, которые посещают ясли, имеют больший опыт общения со сверстниками. Однако этот опыт не всегда носит конструктивный характер. Иногда такие дети по сравнению с «домашними» детьми чаще проявляют отрицательные эмоции (гнева, ярости, обиды), поскольку из-за тесного общения в яслях дети чаще ущемляют интересы друг друга (отбирают игрушки, толкаются и т. д.).
Ребенок раннего возраста еще не умеет контролировать свои эмоциональные проявления, им движут сиюминутные желания и порывы. Его эмоциональные состояния преходящи и неустойчивы.
Эмоции детей трех лет хотя и ярки, но очень ситуативны и неустойчивы.
Ребенку трехлетнего возраста уже приятна похвала взрослых, его огорчает порицание.
В раннем детстве ребенок открывает себя как отдельную личность.
Он очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его.
Имя человека одновременно представляет его индивидуальность другим и дарует ее самому ребенку. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности.
Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.
Слайд 4
Эльконин определяет новообразования раннего возраста, оформляющиеся в три года, как личное
действие и сознание «Я сам».
Внутри совместной со взрослым предметно-манипулятивной деятельности действие ребенка есть продолжение ситуации действования.
К трем годам возникает желание действовать по собственному усмотрению, вопреки ситуации, вопреки предложенному взрослым.
Основные симптомы,
характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет.
1. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.
Негативизм носит социальный характер, он адресован человеку.
И.Ю. Кулагина отмечает, что негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.
Главный мотив, который движет ребенком, - сделать не так, как просят, а наоборот.
Слайд 5
2. Упрямство - это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на
чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал».
Это реакция не на предложение, а на свое собственное решение. Зачастую родители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закрепляют проявления упрямства и «загоняют ребенка в угол», лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.
3. Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до этого определяли его поведение. Это «скрытый бунт
против того, с чем ребенок имел дело раньше».
Кроме того, Выготский заостряет внимание на том, что при авторитарном воспитании строптивость является одной из главных черт кризиса трех лет.
4. Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.
Слайд 6
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни,
первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом.
Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания. Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу
Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести к возникновению проблем и непослушанию.
Дети, которых в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода. Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.
.
Слайд 7
Детский сад для ребенка – это первое серьезное испытание в жизни,
первая ступень к взрослой жизни. Здесь он учится жить в коллективе, знакомится со сверстниками, познает навыки социального поведения. Однако есть дети, которым времяпровождение в детском саду дается с трудом.
Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания. Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу
Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести к возникновению проблем и непослушанию.
Дети, которых в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода. Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.
.
Слайд 8
В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента,
начинает формироваться основная концепция его поведения.
Необходимо различать такие понятия, как «характер» и «темперамент».
Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.
Существует четыре типа темперамента:
меланхолик,
флегматик,
сангвиник
и холерик.
Идеально чистых типов практически не бывает, поэтому в большинстве случаев происходит смешение типов в соотношении примерно 70 на 30 процентов. То, какой тип будет доминировать, зависит от того, как родители будут общаться с ребенком. Дети с разным темпераментом на одну и ту же ситуацию реагируют по-разному. Особенно ярко это проявляется в тех ситуациях, когда ребенку в чем-то отказывают.
.
Слайд 9
Сангвиники – самые не проблемные дети в воспитании: у них всегда
хорошее настроение и серьезных проблем с ними не возникает.
Для ребенка сангвиника характерны следующие черты:
у него не бывает перепадов настроения, даже если он чем-то расстроен, он не станет падать на пол и бить ногами;
это подвижный ребенок, у него всегда есть желание куда-то бежать и с чем-то взаимодействовать;
имеет хорошую нервную систему и высокую самооценку;
он быстро засыпает и легко просыпается, эти критерии отражают работу его нервной системы.
Но и у этих идеальных детей есть свои недостатки. Одна из главных особенностей детей-сангвиников заключается в том, что они довольно хитрые. Если такой ребенок чего-то не хочет делать, заставить его практически невозможно. Ошибкой родителей, воспитывающих сангвиника является то, что они верят на слово своему ребенку. В результате ребенок вынуждает родителей идти у него на поводу.
В воспитании родители должны придерживаться того, чтобы малыш выполнял их требования. Делать это нужно спокойно, без криков и нотаций.
Вторая ошибка родителей детей-сангвиников заключается в чрезмерной похвале. Не смотря на то, что это спокойные уравновешенные дети с хорошей самооценкой, хвалить их в избытке может привести к развитию у детей «звездной болезни». Поэтому родители должны не просто хвалить малыша за его достижения, но и поощрять к тому, чтобы он делал что-то еще лучше.
.
Слайд 10
Тип темперамента меланхолик
относится к одному из наиболее требующих к себе
внимания. Такие детки очень восприимчивы, их легко расстроить или обидеть. Накричать на такого ребенка равносильно физической расправе.
Особенностями этого типа темперамента являются: чувствительность; сложность адаптации к новым условиям; быстрая утомляемость.
Ключевыми ошибками при воспитании меланхолика являются наказание за неуспеваемость и пристыживаение перед окружающими.
Обучение меланхолика в больших коллективах уже считается стрессовой ситуацией, поэтому его главной задачей я дошкольным и младшем школьном заведении является адаптация к новым условиям, а не достижение больших успехов в освоении учебного материала.
Флегматики уравновешены и спокойны.
Их основными чертами является: безэмоциональность; медлительность; способность спать около 10-12 часов. Ошибки воспитания флегматика заключаются в словесном разъяснении требований к малышу и пассивном времяпровождении вместе с ним. Лучше демонстрировать ему все на собственном примере. Если же активно не заниматься развитием ребенка-флегамика, они так и останутся очень инертными.
.
Слайд 11
Холерики –
это двигатели прогресса, им все время нужно куда-то
бежать и что-то делать, но они часто бросают все на начальном этапе. Основными чертами являются: эмоциональность; активность, подвижность и шумность; обладают тревожным сном.
Ребенка-холерика важно воспитывать правильно, иначе он может вырасти слишком эмоциональным, агрессивным и склонным к асоциальному поведению.
Типичные ошибки родителей в воспитании таких детей заключаются в проявлении агрессии по отношению к ребенку и чрезмерная забота и опека.
С таким ребенком следует вести себя уравновешено, особенно если он шалит и кричит. Подавить его невозможно, лучше реагировать на его капризы противоположным тоном.
Потакать требованиям ребенка также нельзя, лучше устанавливать свои жизненные принципы, долгосрочные договоренности и запреты (в разумной количестве).
.
Слайд 12
Подводим итоги.
Занимаясь воспитанием ребенка, родители должны проявлять бдительность
и внимательность, чтобы уметь отличать причины непослушания своих детей и вовремя на них реагировать. Отношения родителей с детьми является непрерывным ежедневным процессом. Если в семье два и больше малышей, то часто возникает ситуация, что с кем-то родителям удалось построить доверительные отношения на интуитивном уровне, а с кем-то нет. Если определить тип темперамента у своих детей, то и общение, и воспитательные моменты будут проходить намного легче и правильнее, а значит, получится вырастить гармоничную личность.
.