Слайд 1Конструирование урока в контексте ФГОС НОО и ООО
Слайд 2
« Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Слайд 3Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться
на уровне высокой культуры.
Урок – главная составная часть учебного процесса.
Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере
сосредотачивается на уроке.
Слайд 4Сегодня (современный) урок -это УРОК соответственно требованиям ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования второго поколения влечет за собой переход на новую – деятельностную – парадигму образования.
Парадигма - это система идей, взглядов и понятий,
различных моделей решения…
Слайд 5Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
Слайд 6
Мотивационно – целеполагающий аспект урока
Цель современного урока должна быть
конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД обучающихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.).
Слайд 7Типы уроков по ФГОС
1. Уроки «открытия» нового знания;
2. Уроки отработки умений
и рефлексии;
3.Уроки общеметодологической направленности;
4. Уроки развивающего контроля.
Слайд 8Дидактическая модель урока как образовательной ситуации:
Этап актуализации - обращение к
индивидуальному опыту учащихся, актуализация мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности.
Этап проблематизации - оформление конструктивного конфликта как столкновения альтернативных, взаимно отрицающих друг друга видений одного и того же объекта, формулировка учениками собственного «незнания» относительно объекта учебной работы.
Этап целеполагания и планирования - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» и разработка плана.
Этап концептуализации - выделение сущностных особенностей изучаемого объекта на основе анализа реального контекста его существования и проявления в окружающем мире.
Этап моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Этап конструирования – переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления; решение конкретно-практических задач.
Этап рефлексии – выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
Слайд 91.Уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых
способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 102.Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Слайд 113.Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной
функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 12Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 13Основные трудности при подготовке урока в условиях ФГОС:
Сложившаяся за предыдущие годы
устойчивая методика проведения урока.
Необходимость дать возможность ученику самому искать информацию и исследовать её.
Необходимость создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Традиционный подход к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя.
Замена известных планов-конспектов технологическими картами урока.
Контрольно-оценочная деятельность.
Слайд 14Реализация стандарта должна изменить представление учителя о уроке:
ученик выступает не объектом,
а субъектом учебной деятельности;
на уроке применяются разнообразные источники знаний;
изменяется структура урока;
преобладают индивидуальная и коллективная деятельность;
отдается приоритет деятельности ученика;
применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.
Слайд 15Индивидуализация обучения – важная сторона урока
во-первых, использование учебного материала различной
степени сложности, учитывающей интересы и возможности разных категорий учащихся, поскольку сложный материал может оказаться не под силу некоторым учащимся для активного усвоения, но должен быть понятен всем.
во-вторых, поручение учащимся заданий для самостоятельной работы разной степени трудности, но в такой системе, чтобы слабые и средние учащиеся могли постепенно переходить от менее трудных заданий к более сложным.
в-третьих, возвращение слабых учащихся к более сложным заданиям предшествующих тем после изучения последующих, когда задания могут быть решены на новом уровне подготовки.
Слайд 16
Структура урока по ФГОС.
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной
деятельности (органи-
зационный этап 1-2 минуты).
2. Актуализация знаний 4-5 минут.
3. Постановка цели деятельности 4-5 минут.
4. Открытие нового знания 7-8 минут.
5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.
6. Первичное закрепление 4-5 минут.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.
8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.
9. Рефлексия учебной деятельности, итог урока – 2-3 минуты.
Слайд 17Структура урока в рамках деятельностного подхода.
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность
на личностно - значимом уровне.
«Хочу, потому что могу».
Слайд 18II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений
(«Почему возникли затруднения?»,
«Чего мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Слайд 19:
IV. «Открытие нового знания»
Этап изучения новых знаний и способов действий.
V.
Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий
Цель: проговаривание нового знания,
запись в виде опорного сигнала.
VI. Самоанализ и самоконтроль
Этап применения знаний и способов действий
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Слайд 20
VII. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
VIII. Рефлексия.
Цель:
осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Слайд 27Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко,
Читать, считать, писать учили:
«Дает корова
молоко».
Век ХХ1 – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.