Слайд 1Урок литературного чтения
Л.Толстой «Прыжок»
Слайд 3Цель урока
Научить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания
героев литературного произведения.
Слайд 4Задачи урока
Продолжать знакомство с биографией и творчеством Л.Н.Толстого.
Научить через ключевые слова
постигать суть произведения, понимать его идею; обучать умению находить ключевые слова, составлять «картинный» (рисованный) план.
Развивать навыки выразительного чтения; воображение, творческое мышление, память, связную речь учащихся.
Воспитывать смелость, формировать нравственные представления о героизме, о храбрости; вызывать сопереживания детей к героям рассказа.
Слайд 5Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться
с творчеством Л.Толстого, прочитаем и проанализируем рассказ «Прыжок». Давайте вспомним основные моменты биографии и творчества автора.
Слайд 6 Сегодня мы научимся находить в тексте слова, которые помогают понять эмоциональное
состояние героев, их поступки, а также помогают раскрыть суть рассказа, его идею. Такие слова называются ключевыми. Ключевые слова – слова, помогающие раскрыть истинный смысл произведения, постичь его «тайну».
Слайд 7Словарная работа
Аршин – старая русская мера длины.
Слайд 8Первичное чтение и восприятие текста
Текст читает учитель.
- Произведение какого жанра
я прочитала?
- Как называется рассказ? Кто автор?
- Назовите главных героев.
- Где происходит событие?
Слайд 9Чтение произведения учащимися
Чтение ребят по цепочке.
- Почему автор
утверждает, что это рассказ-быль?
Слайд 10Чтение произведения учениками и его анализ
- Как появилась обезьяна на корабле?
- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?
Вспомогательные вопросы. Какое настроение было у собравшихся на палубе? Почему?
- Прочитайте слова, как вела себя обезьянка?
- Почему она так себя вела? Найдите, зачитайте .
Что значит, ещё больше расходилась?
Слайд 11- Подчеркните слова передающие поведение обезьяны, отношение людей к её поступкам
и настроение мальчика.
– Что вас насторожило?
- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Называет ли он его имя?
- Почему эти сведения важны для автора, а, например не имя героя, которое мы так и не узнали?
Слайд 12- Прочитать выразительно 3 абзац и голосом передать поведение обезьяны, матросов
и мальчика.
-Какие чувства испытываете вы читатели. Вам хочется смеяться?
Слайд 13- Почему же мальчик полез за обезьяной?
Ключевой вопрос: связано ли поведение
мальчика с поведением матросов?
- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? Зачитать.
- От чего мальчик опомнился?
Слайд 14-Зачем капитан вышел из каюты?
- Зачитать, какие слова передают мгновенное
изменение в намерениях капитана и мгновенно принятое решение?
- Что заставило мальчика прыгнуть?
Слайд 15-Что можно сказать о капитане?
- Как вы думаете, почему капитан
заплакал?
- Когда вы переживали за мальчика?
- Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли её назвать главным героем рассказ?
Слайд 168. Работа в группах.
Расставь пункты плана в правильном порядке. Работа на
листочках.
1. Проказы обезьянки.
2. На корабле.
3. На перекладине.
4. Погоня за обезьянкой.
5. Прыжок.
6. Решение отца.
Слайд 17Проверь план (слайд)
1. На корабле.
2. Проказы обезьяны.
3. Погоня за обезьянкой.
4. На
перекладине.
5. Решение отца.
6. Прыжок.
Слайд 18Тест по произведению «Прыжок»
1. Произведение «Прыжок» написал…
А) И.А.Крылов
Б) А.С.Пушкин
В) Л.Н.Толстой
2. Произведение «Прыжок» - это…
А) быль Б) басня В) рассказ
3. События происходят на …
А) яхте Б) корабле В) лодке
4. Мальчику герою произведения было…
А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет
5. Мальчик – герой произведения был сыном…
А) матроса Б) капитана
В) дрессировщика обезьяны
Слайд 196. Обезьяна отняла у мальчика …
А) шляпу Б) панаму
В) матросскую бескозырку
7. Обезьяна повесила шляпу на…
А) край палубы Б) край матчи
В) край перекладины
8. Что заставило мальчика полезть на матчу за обезьяной?
А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала
Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись
В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью
Слайд 209. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…
А) стрелять чаек
Б) спасти мальчика В) стрелять акул
10. Соотнеси высказывание и героя, кому бы оно могло принадлежать.
А) - Я осуждаю и мальчика и матросов. Это люди, которые не думают о последствиях своих поступков.
Б) - Хорошо, что мама мальчика не видела всего этого! Вот бы от неё попало, правда, Мишка?
В) – Мне всех жалко: и капитана, и его сына, и даже матросов…
Г) – Сын капитана просто молодей! Храбрый мальчишка!
Маша - Миша - Мальвина - Алёнушка -
Слайд 21Рефлексия
-Как называется рассказ, который мы прочитали? Кто автор?
-Что на уроке вам
запомнилось больше всего?
-Как вы оцените свою работу и работу товарищей?