Слайд 1«Компетентность педагога
и ее содержание»
Выполнила ст.воспитатель
МКДОУ-д/с «Аржаан»
Монгуш Н.Б.
Слайд 2 Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в
системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком.
Слайд 3В связи с введением ФГОС ДО
профессиональная позиция
воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника, что повышает качество его образования.
Слайд 4
Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам
педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций.
Позиция воспитателя - формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.
Слайд 5 Компетенция
способность применять знания, умения и практический
опыт для успешной трудовой деятельности
Слайд 6Педагогическая компетентность
– оценочная категория, характеризующая педагога как
субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний и умений, позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
Слайд 7Профессиональная компетентность
- современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и
специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Слайд 8Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога.
Он должен быть
компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно–методической;
социально–педагогической.
Слайд 9Воспитательно–образовательная деятельность
критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса;
создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
показатели компетентности педагога:
знание целей,
задач,
содержания,
принципов,
форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.
Слайд 10Учебно – методическая деятельность воспитателя
критерии компетентности:
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности
на основе анализа достигнутых результатов.
показатели компетентности:
знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Слайд 11Социально – педагогическая деятельность воспитателя
критерии компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для
социализации детей;
защита интересов и прав.
Показатели компетентности:
знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.
Слайд 13
Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС
должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений:
исследовательских
проектировочных
организаторских
коммуникативных
конструктивных
Слайд 14Исследовательские умения
умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское
собрание, массовое мероприятие, семинар и др.);
изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка;
провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению;
умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
Слайд 15Проектировочные умения
умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии
с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС;
разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
Слайд 16Организаторские умения
умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии;
современные подходы к
воспитательно- образовательной деятельности;
умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
Слайд 17Коммуникативные умения
умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
Конструктивные умения
умение отбирать оптимальные
формы, методы и приемы воспитательной работы;
соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Слайд 19
В российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога, который направлен на
повышение мотивации педагогических работников
В 4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
Слайд 206. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и
другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд 21
Одним из важных средств отбора педагогических кадров в образовательную организацию является
профессиональный стандарт педагога.
Наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников
Введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, необходим период для адаптации педагогов при переходе на ФГОС.