Слайд 1Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся с задержкой психического развития
Работу выполнила:
Учитель-логопед
МАДОУ "Детский сад
№ 291" г. Перми,
Редозубова Екатерина
Слайд 2В.В. Лебединский понимал под задержкой психического развития замедление темпа формирования познавательной
и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
Слайд 3При задержке психического развития отмечается нарушение нормального темпа психического развития, когда
отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических
норм для данного
возраста.
Слайд 4ЗПР, как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном
возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то речь идёт уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.
Слайд 5Причины ЗПР
тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности
токсикозы беременности
хроническая
гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности
травмы во время беременности и при родах
генетические факторы
асфиксия
нейроинфекции
недостатки питания
хронические соматические заболевания
травмы мозга в ранний период жизни ребенка
исходный низкий уровень функциональных возможностей как индивидуальная особенность развития ребенка («церебрастенический инфантилизм» — по В.В.Ковалеву)
тяжелые эмоциональные расстройства невротического характера, связанные, как правило, с крайне неблагоприятными условиями раннего развития.
Слайд 6Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы ЗПР:
1.
Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);
2. Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально –астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).
Слайд 7К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта
ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения
ЗПР соматогенного происхождения
ЗПР психогенного происхождения
ЗПР церебрально-органического происхождения
Слайд 8ЗПР конституционального происхождения.
Характерна инфантильность психики, а также инфантильный тип телосложения человека.
Эмоциональная
сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста
Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью
Слайд 9ЗПР соматогенного происхождения
Этот тип ЗПР обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза:
хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца.
В замедлении темпа психического развития значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус.
Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда индуцированными и режимом определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.
Слайд 10ЗПР психогенного происхождения
связана с неблагоприятными условиями воспитания
Как известно, при раннем
возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.
Слайд 11ЗПР психогенного происхождения
в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности
по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.
Слайд 12ЗПР психогенного происхождения
В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется
в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду.
Слайд 13ЗПР психогенного происхождения
В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают жестокость либо
грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться как отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость.
Слайд 14ЗПР церебрально-органического происхождения
имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений
и частой необходимости в применении специальных мер психолого-педагогической коррекции
Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности поражения.
Слайд 15Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
гораздо дольше (часто на протяжении
всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы
развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу)
из-за умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребенок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих
ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь
Слайд 16Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития
Из-за функциональной незрелости нервной системы
процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы.
Ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми,
либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей.
Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Слайд 17Особые образовательные потребности детей с ЗПР
включают общие, свойственные всем детям
с ОВЗ, и специфические:- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
Слайд 18Особые образовательные потребности детей с ЗПР
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности
обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
Слайд 19Особые образовательные потребности детей с ЗПР
- в постоянной помощи ребенку
в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Слайд 20Заключение
Группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
- причины биологического
характера, препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
- общий дефицит общения с окружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
- отсутствие полноценной, соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного «присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутренних психических действий;
- социальная депривация, препятствующая своевременному психическому развитию.
Слайд 21Заключение
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия,
неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью. Отмечается отставание в речевом развитии. У детей отсутствует патологическая инертность психических процессов. Такие дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие сходные ситуации. С помощью взрослого дети с задержкой психического развития могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне, хотя и в замедленном темпе. Отмечается характерная для них импульсивность действий, недостаточная выраженность ориентировочного этапа, целенаправленности, низкая продуктивность деятельности.
Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик.
Слайд 22Список литературы
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"
Блинова Л.Н.
Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие
В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973 г.
Дети с ЗПР/ под ред. Власовой Т.А., м,. 1984 г.
Лебединский В.В. ''Нарушения психического развития у детей'' М, 1984 г.
Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР//Дефектология, №4, 1980 г.
Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР// Дефектология, №4. 1980 г.
Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология, №1, 1987 г.
Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология, №4, 1982 г.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. М., Педагогика, 1990 г.