Презентация, доклад на тему Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию

Содержание

Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970)

Слайд 1«Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию»
Воспитатель

Немаляева Анна Вячеславовна
МБДОУ «Детский сад №14»

*

«Карты Проппа  как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию»Воспитатель Немаляева Анна ВячеславовнаМБДОУ «Детский сад

Слайд 2 Владимир Яковлевич Пропп (1895-1970)

Владимир Яковлевич Пропп    (1895-1970)

Слайд 3Карты Проппа
Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки

строятся из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – кирпичи, с помощью которых строится здание сказки.

*

Карты Проппа  Русский ученый Владимир Пропп обнаружил, что волшебные сказки строятся из набора сказочных ситуаций, теперь

Слайд 4В. Пропп утверждал:
Волшебная сказка похожа на формулу, в которой

меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребенок,глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку.

*

В. Пропп утверждал:  Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в

Слайд 5Карты Проппа
игровое пособие из карточек, которые состоят из символов

и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказки.
Карты Проппа  игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают

Слайд 6Кирпичики конструктора сказок
Жили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных

слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").

2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").

*

Кирпичики конструктора сказокЖили-были (Создаем сказочное пространство. Каждая сказка начинается с вводных слов

Слайд 7*
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со

двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).

3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").

4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель)

*4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу

Слайд 8*
5. Герой покидает дом (при этом герой может

либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

*   5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем,

Слайд 9*

7. Способ достижения цели (это

может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).

8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).

*     7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца

Слайд 10*
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение

антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).

*   9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа

Слайд 11*
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то

или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния). 11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния)

12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).

*11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и

Слайд 12*
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение

волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
*  13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).  14. Получение волшебного средства (оно может передаваться,

Слайд 13*
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник

исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).

*  15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).

Слайд 14*


17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только

побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).

18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).

*  17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но

Слайд 15*
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со

дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).

*   19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец

Слайд 16*
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в

кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).

*  21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое

Слайд 17*
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших

с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).

24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).

*   23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья,

Слайд 18*
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний

или свидетельства авторитетных лиц). 25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)

25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).

*25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц). 25. Разоблачение

Слайд 19*
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол

царства в придачу).

28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).

.

*  27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).   28.

Слайд 20Целесообразность карт Проппа:
Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество

информации.

Представленные в картах функции являются обобщенными действиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а, следовательно, у ребенка развивается абстрактное, логическое мышление.

Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств; обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь; способствуют повышению поисковой активности.
Целесообразность карт Проппа:Наглядность позволяет ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации.Представленные в картах функции являются обобщенными

Слайд 21 1 этап -
Знакомство с жанром литературного произведения – СКАЗКА

Композиция:
Присказка
Повествование
Концовка

1 этап -Знакомство с жанром литературного произведения – СКАЗКА   Композиция:ПрисказкаПовествованиеКонцовка

Слайд 222 этап Подготовительные игры
«Чудеса в решете»
«Кто на свете всех злее?»
«Заветные слова»
«Что в

дороге пригодится?»
«Что общего?»
«Волшебные имена»
«Хороший – плохой»
«Чепуха»

*

2 этап Подготовительные игры«Чудеса в решете»«Кто на свете всех злее?»«Заветные слова»«Что в дороге пригодится?»«Что общего?»«Волшебные имена»«Хороший –

Слайд 233 этап
Ознакомление с функциями сказки – картами Проппа

3 этап Ознакомление с функциями сказки – картами Проппа

Слайд 24*
Сказка «Маша и медведь». Пошла Маша в лес с подружками. Это

какая сказочная ситуация?    
- Отлучка кого-либо из членов семьи.(5)
Родители говорили не ходить далеко.
- Запрет, обращенный к герою. (3)
Маша дерево за дерево, кустик за кустик и ушла далеко в лес.
- Нарушение запрета. (4)
Медведь говорит, у меня будешь жить меня кашей кормить. 
- Вредительство. (8)
Маша хотела вернуться домой, но медведь её не отпускал. 
- Герою предлагается трудная задача. (7)
Маша придумала, как сделать, чтобы медведь САМ отнёс её домой.
- Беда ликвидируется. (7)
Медведь принес Машеньку домой.
- Возвращение героя (22)
Стали Машеньку обнимать, целовать, умницей называть.
- Победа, подарок, радость. (27)

*Сказка «Маша и медведь». Пошла Маша в лес с подружками. Это какая сказочная ситуация?    - Отлучка кого-либо

Слайд 25 4 этап Пересказ сказки «Кот, петух и лиса»









В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь.










Cобирается кот на охоту и говорит петушку: — Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

4 этап Пересказ сказки   «Кот, петух и лиса»

Слайд 26«Кот, петух и лиса»








Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела: Петушок, петушок, Золотой гребешок, Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.











Петя выглянул, а лиса его — цап-царап — схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: — Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик- братик, выручи меня. Кот хоть далеко был, а услыхал петушка. Погнался за лисой что было духу, догнал её, отнял петушка и принёс его домой.

*

«Кот, петух и лиса»         Ушёл кот, а Петя-петушок в

Слайд 27«Кот, петух и лиса»
С тех пор опять кот

да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается.

*

«Кот, петух и лиса»   С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса

Слайд 285 этап
Сочинение собственных сказок

5 этапСочинение собственных сказок

Слайд 29Сказка «Иван да Марья».
Жили были Иван да Марья.


Однажды Иван отправился на охоту, и наказал Марье Бабу-ягу на порог не пускать.
А Баба-яга была хитрой, обернулась в красную девицу и уговорила Марью пойти в лес гулять. В лесу Баба-яга заманила Марью в озеро и утопила ее.
А сама обернулась Марьюшкой, и пошла в избушку Ивана дожидаться. Вернулся Иван, не заметил подмены, но кот Мурлыка подсказал, что это не настоящая Марьюшка это Баба-яга. И вступил Иван в бой с лже - Марьей и победил он Бабу-ягу. Подсказал Мурлыка – кот, где настоящая Марьюшка спрятана. Пошел Иван на озеро вызволять свою настоящую жену. Мораль сказки - слушайся мужа.

*

Сказка «Иван да Марья».   Жили были Иван да Марья.    Однажды Иван отправился

Слайд 30Правила
1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка

были какие-то общие черты. Может они оба любят варенье или смотрят один и тот же мультфильм. 2. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются формулы вроде: «Давным-давно, в некотором царстве-государстве»… 3. Хорошо, когда в пространстве сказки у главного героя оказывается друг- помощник. Друг в сказке помогает ослабить психическое напряжение и разрядить эмоции. 4. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается. 5. В сказку вводится антигерой – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его). 6. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой, получает полкоролевства и красавицу жену.
Правила   1. Желательно чтобы у главного героя и у ребенка были какие-то общие черты. Может

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть