Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад
№ 8 «Крепыш»
658218, г. Рубцовск, ул. Тихвинская, 36
тел:(38557) 5-27-89 E-mail: ds8krepysh@yandex.ru
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Автор: Тюрганова Маргарита Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд 2Серия опытов и экспериментов с водой , снегом и льдом
Цель:
Дать представление о том, что
вода жидкая
Вода прозрачная
Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить
Вода не имеет вкуса
Вода может превращаться в лед
Вода испаряется
Лед может превращаться в воду
Слайд 3«
Вода не имеет цвета, но её можно покрасить
.
Открыть кран, предложить понаблюдать
за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? Вывод. Вода легко окрашивается в любой цвет.
Слайд 4Какая лужа
высохнет быстрее?
Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи).
Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше).
какая лужа высыхает быстрее? Вывод. Маленькая лужа высыхает быстрее, чем большая.
Слайд 5Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.
Показать детям поллитровую банку с
чистой (пресной) водой. Спросим детей, что случится с яйцом, если его опустить в воду? Все дети скажут, что оно утонет, потому что тяжелое. Аккуратно опустим сырое яйцо в воду. Оно действительно утонет, все были правы. Возьмем вторую поллитровую банку и добавим туда 2-3 столовые ложки поваренной соли. Опустим в получившуюся соленую воду второе сырое яйцо. Оно будет плавать. Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. А теперь положим яйцо на дно литровой банки. Постепенно подливая воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, в середине раствора. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Вывод. Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. Именно поэтому в соленой морской воде легче плавать, чем в пресной воде реки. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Слайд 6Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со
снегом в комнате?
Вывод:
Вода стала грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. И от холодного снега может заболеть горло.
ТАЮЩИЙ ЛЕД
Слайд 7Куда делись льдинки?
Воспитатель предлагает вниманию ребят большую и маленькую льдинки. Какая
льдинка быстрее растает?
Вывод: Чем больше льдинка, тем медленнее она тает.
Слайд 8Первые
Зеленые листочки
Воспитатель (в отсутствие детей) срезает несколько веток тополя
и березы. Вносит в группу и ставит в вазы. Поясняет детям « Я принесла ветки с улицы. Посмотрите внимательно (дети рассматривают). На каждой ветке только почки, как и на ветвях деревьев на улице. Я налью в вазы воду и посмотрим, что будет дальше.
В течение несколько дней проводится наблюдение за ветками. Вместе с детьми отметить перемены: ветки меняются, из почек появляются листочки. Обратить внимание детей на ветви деревьев на улице, отметить произошедшую разницу с ветками в вазах.
Вывод: В группе много тепла и света, вода в вазах согрелась, а в земле холодная, поэтому почки распустились и появились первые зеленые листочки.
Слайд 9Испарение влаги с листьев растений
ДЕТИ рассматривают растение, уточняют, как движется вода
из почвы к листьям (от корней к стеблям, затем к листьям); куда она потом исчезает, почему растение надо поливать (вода с листьев испаряется). Предположение проверяют, надев на листочек целлофановый пакетик и закрепив его. Растение ставят в теплое светлое место. Замечают, что внутри пакетик «запотел». Спустя несколько часов, сняв пакетик, обнаруживают в нем воду. Выясняют, откуда она появилась (испарилась с поверхности листа), почему не видно воды на остальных листьях (вода испарилась в окружающий воздух).
Слайд 10Серия опытов с воздухом
Цель:
Обнаружить воздух в окружающем пространстве
Познакомить с
тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его
Дать представление, что воздух легче воды
Ветер- это движение воздуха
Слайд 11 ИГРУШКИ И ВОДА
Воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает
в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.
Вывод: Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому, что воздух легче воды.
Слайд 12Воздушный шарик
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу?
(В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами) .
Слайд 13
Пузырь в пузыре
Для этого нам понадобится трубочка. Посредством трубочки выдуваем большой
мыльный пузырь, внутрь этого пузыря вводим трубочку и выдуваем второй пузырь. Чтоб пузырь не лопнул от прикосновения трубочки, её обязательно надо смочить в раствор. Можно вставить трубочку во второй пузырь и выдуть ещё один. Сколько раз вы повторите данную процедуру, столько у вас и будет пузырей по принципу "матрёшки".
Слайд 14
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в
пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет.( дети сами набирают воздух). Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой?
Вывод: В пакете воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Что в пакете?
Слайд 15Игры с соломинкой
Дети рассматривают трубочки, отверстия в них и выясняют,
для чего нужны отверстия (сквозь них что-нибудь вдувают или выдувают). Воспитатель предлагает детям подуть в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. А затем спрашивает, что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). А теперь воспитатель предлагает подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Что вы увидели? Откуда появились пузырьки и куда исчезли?
Вывод: Из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить.
Слайд 16Волшебный Веер
Сделать веер из бумаги, сложив ее «гармошкой».
Предложите помахать веером
перед лицом. Что вы чувствуете? Для чего нужен веер?
Вывод: В жаркую погоду веер дает нам ветерок, который охлаждает и помогает нам.
Слайд 17Послушный ветерок.
Взять на прогулку вертушку. Показать детям, как играть с вертушкой.
Почему она вертится? (ветер дует, и она начинает вертеться). А когда вертушка вертится быстро, а когда медленно и почему это происходит? (когда ветер дует сильнее).
Вывод:
Ветер - зто движение воздуха.
Слайд 18Серия опытов с камнями
Цель:
Дать представление о том, что
Камни твердые
камни
бывают тяжелые и легкие
Камни тонут в воде
Слайд 19Воспитатель предлагает каждому взять в одну руку камень, а в другую
– пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином? Почему?
Вывод:
Камни-твёрдые.
КАМНИ-КАКИЕ ОНИ?
Слайд 20Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно
кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод. Камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Слайд 21В предварительно подготовленный вулкан воспитатель кладет чайную ложку соды, моющего средства,
добавляет красную гуашь, сок лимона.
После показа воспитателя, дети самостоятельно выполняют экспериментальную деятельность.
ВУЛКАН
Слайд 22Микромир Под микроскопом
Цель: Исследовать возможности микроскопа
для объектов живой и неживой природы
Слайд 23Дети рассматривают под микроскопом листочки деревьев.
Почему листья зеленые?
Вывод: В
листьях есть хлорофилл – это зеленый пигмент листочка. Осенью лист покраснеет или пожелтеет, так как содержание хлорофилла уменьшится.
Рассматривание листьев деревьев
Слайд 24Рассматривание крыла бабочки
Дети рассматривают под микроскопом крыло бабочки. Воспитатель обращаем внимание
на крыло бабочки. Скажите, почему их называют чешуекрылые?
Вывод. Крылья бабочек состоят из крохотных чешуек, которые можно разглядеть только в микроскоп. Чешуйки – это видоизмененные волоски