Слайд 1Картотека
«Использование игр с предметами при работе с гиперактивными детьми»
Подготовила: воспитатель
Копанева Ирина
Михайловна
Слайд 3"Что исчезло?"
Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно
посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время воспитатель убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.
Слайд 4"Корректор"
Для игры нужна старая книга или журнал, где
есть большие тексты. Воспитатель просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить обучающихся. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть
Слайд 5"Передай мяч"
Цель: снятие двигательного напряжения. И. п.:
стоя.
Один участник встает перед всеми и бросает мяч кому-либо из детей. Поймавший мяч ребенок бросает его другому. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках у каждого ребенка.
Слайд 6 "Кричалки, шепталки, молчалки"
Воспитатель готовит специальные сигнальные
карточки в виде кружков, окрашенных в красный, синий и желтый цвета. После того, как воспитатель поднял красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать
Слайд 7«Ударь по мыльному пузырю палочкой так, чтобы он лопнул»
Материал.
Баночка с мыльными пузырями, одна или две маленькие палочки (например, от игрушечного барабана или др.) на каждого ребенка.
Ход игры
Вариант 1. Педагог пускает мыльные пузыри, а дети задевают их палочками так, чтобы пузыри лопнули.
Слайд 8 Вариант 2. Проводится аналогично, только касаться мыльных пузырей
нужно двумя палочками. При усложнении задания от детей требуется делать это то левой рукой, то правой. Это способствует развитию произвольности и координации движений, а также ориентировки в схеме тела. При необходимости педагог может оказывать помощь, например: 1) называть руку, которую ребенок должен использовать при выполнении задания (левая, правая); 2) называть соответствующую руку или указывать на нее ребенку; 3) брать руки ребенка в свои и касаться пузырей его руками, при этом громко называть, какая это рука - левая или правая.
Слайд 9 Вариант 3. Детям следует одновременно касаться пузырей и считать
их, по окончании действия называть итог, например: «Один, два, три. Всего три». Педагог стимулирует детей к тому, чтобы они успели коснуться большего количества пузырей.
Слайд 10«Весёлая игра с колокольчиком»
Цель: Игра развивает слуховое восприятие
Содержание: Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится воспитателю. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Слайд 11«Броуновское движение»
Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания.
Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
Слайд 12 "Неожиданные картинки"
Сесть в круг, приготовить восковые
мелки и подписанные листы белого картона. По команде воспитателя рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг
Слайд 13 «Кати мяч!»
Материал. Мячи разного
размера (большие, средние, маленькие) и цвета (красного, синего, желтого, зеленого, разноцветные), разной фактуры (гладкие и колючие, резиновые, пластмассовые, матерчатые).
Ход игры
Вариант 1. Педагог катит детям мячи, называя их цвет, размер, фактуру. После того как у каждого окажутся два мяча и более, педагог, не обращаясь ни к кому из детей конкретно, просит катить ему мяч с определенными признаком, например: «Катите ко мне большой (маленький) мяч», «Катите ко мне красный (зеленый, разноцветный) мяч», «Катите ко мне колючий (гладкий) мяч», «Катите ко мне резиновый (пластмассовый) мяч». И т.п. Каждый дошкольник должен сосредоточить внимание на всех инструкциях педагога и реагировать на них тогда, когда педагог называет признаки мяча, который находится у него.
Слайд 14 Вариант 2. Игра проводится аналогично, только катить мяч
следует так, как предлагает педагог: «Катите большой мяч коленом (локтем, ладошкой и др.)». Игру можно усложнить, предложив детям сразу несколько действий, включая левую и правую ориентацию, например: «Гладкий мяч надо толкнуть коленом, а колючий - ладонью», «Зеленый мяч надо катить ладонью правой руки, синий мяч - локтем левой руки, а красный мяч - коленом правой ноги». И т.д.
Слайд 15 «Съедобное-несъедобное»
Ход игры
Эта игра
позволяет развивать внимание и формировать обобщающую функцию мышления. В процессе игры педагог поочередно бросает мяч детям, стоящим в кругу, называя съедобные и несъедобные предметы. Если педагог или ребенок называет съедобный объект, то другой игрок ловит мяч, если несъедобный - не ловит или отбивает обратно партнеру по игре.
Слайд 16 «Живое-неживое»
Ход игры
Проводится аналогично, только при назывании
используются живые и неживые объекты, например: заяц, стол, рыба, лопата, мальчик и др.
Слайд 17 «Летает - не летает»
Ход игры
Проводится аналогично,
только при назывании используются летающие и нелетающие объекты, например: ворона, корова, самолет, книга, бабочка и др.
Слайд 18 «Бывает - не бывает»
Ход игры
Проводится
аналогично, только при назывании используются ситуации. Педагог называет ситуацию и бросает мяч ребенку, а ребенок ловит мяч, если названное педагогом бывает, и не ловит (отбрасывает), если не бывает, например: «Машина едет по дороге», «Верблюд летает», «Младенец лечит людей», «Мама готовит обед» и др.
Слайд 19 «Для чего нужно?»
Ход игры
Педагог называет
объект (лопата, машина, хлеб, самолет и др.) и бросает мяч ребенку, а ребенок должен кинуть мяч обратно, назвав назначение предмета, например: лопатой можно копать землю, чтобы сажать овощи; машина нужна, чтобы ездить, и т.д.
Слайд 20 Игра «Только об одном»
В игре
разрешается говорить только об одном – о выбранном предмете. Говорить разрешено только тому, кто держит его в руках. Игрок произносит одно предложение, которое описывает деталь игрушки или всю игрушку в целом. Затем ее необходимо передать следующему игроку, который тоже говорит следующее предложение. Нельзя повторять ответы или говорить на отвлечённые темы. Например, фраза: «А я такую видел в магазине…» — или повторно произнесённое предложение должны караться штрафным баллом. И первый, кто наберет 3 балла, будет считаться проигравшим. Со временем можно усложнять игру, выбирая предметы, у которых меньше признаков и которые сложнее описывать.
Слайд 21Игра «Прикосновение»
Заранее подготовьте предметы, которые изготовлены из различных
материалов. Кусочки меха, изделия из дерева или стекла, из бумаги или других материалов. Разложите перед ребёнком на столе эти предметы. Дайте ему время рассмотреть их, затем предложите закрыть глаза. Задача игрока на ощупь догадаться, какой перед ним предмет. Главное не спешить и не торопить ребёнка. Такая игра для гиперактивных детей позволяет снять нервной напряжение, расслабиться, развить тактильные ощущения.
Слайд 22«Клубочек»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
Слайд 23«Археолог»
Цель: Развитие мышечного контроля
Содержание: взрослый опускает кисть
руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Слайд 24 «Послушай тишину»
Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение
владеть собой.
Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
Слайд 25«Что нового»
Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
Слайд 26«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
Отвлечь ребенка от его капризов.
Предложить
выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в
тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его
здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
Слайд 27 ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
Заранее договариваться с ребенком
о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а за
веденный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
Выработать и расположить в удобном для ребенка месте
свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хо
тел бы пожелать себе сам при выполнении задания.