«Калевала» – это карело-финский эпос, сложился он по мнению ученых 2 тысячи лет назад в восточной области нынешней Финляндии.
Состоит он из 50 рун (песен). В основу «Калевалы» легли народные песни. Обработкой исходного материала занимался финский языковед Элиас Леннрот, который сюжетно связал отдельные народные песни, произвел определенный отбор этих песен.
«Калевала»
Слайд 2«Калевала»
Много лет тому назад по тихим деревушкам, затерянным в Карельских лесах,
бродил человек, одетый в длинный сюртук из грубого сукна да простые крестьянские башмаки. Просил он об одном – поведать ему народные песни – «руны».
Это и был Элиас Леннрот.
Слайд 3«Калевала»
РУНА – это отдельная песнь в карело-финском эпосе. Руны, как и
былины в русском фольклоре, вещались, распевались в сопровождении музыкального инструмента – КАНТЕЛЕ.
Создателем и первым исполнителем на кантеле стал рунопевец Вяйнямейнен, сделавший первое кантеле из пасти гигантской щуки.
Слайд 4
«Калевала»
Название «Калевала» – это эпическое имя страны, в которой живут и
действуют карельские народные герои. Калевала – это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямейнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена.
Слайд 5Герои «Калевалы»
Ильматар - женское божество воздушной стихии. Обернувшись матерью воды, родила
Вяйнямейнена. Будучи беременной и дрейфуя по морю, она участвует в создании мира из яйца, формирует рельеф морского дна.
Идея сотворения мира, есть вера в то, что человек есть неотъемлемая часть Вселенной, а его душа вечна. Поэтому Ильматар - это еще и символ желания по-настоящему проявить себя там, где только это и возможно. Желания, присущего простому смертному, но избранному.
Слайд 6Герои «Калевалы»
Вяйнямейнен - согласно Калевале, он родился сразу после сотворения мира
и стал первым человеком. Он - богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец. Вяйнямейнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём. Кроме того, Вяйнямёйнен имеет божественное происхождение: «он от Ильматар родился», дочери воздушного пространства.
Слайд 7Герои «Калевалы»
Ильмаринен – кузнец, выковавший волшебную мельницу Сампо. Один из главных
героев, верный и неизменный помощник и соратник Вяйнямейнена. Вместе с ним создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям.
Слайд 8Герои «Калевалы»
Похьёла - это противостоящая Калевале страна. Она во многом враждебна
калевальцам: там зарождаются болезни, оттуда идут холод и всякие невзгоды. Несмотря на враждебное отношение калевальцев и эпических героев народных рун к Похьеле, именно там они сватают (или похищают) себе жен, похищают культурные блага (сампо), поэтому между Калевалой и Похьелой существуют родственные отношения.
Основание опоры мира — корень «мирового дерева» — находится, согласно финской мифологии, где-то за северным горизонтом, в Похьёле. Основная сюжетная линия эпоса «Калевала» включает выковывание чудо-мельницы Сампо.
Слайд 9Герои «Калевалы»
Сампо намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на
еду, припасы и устройство пиров. Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Во время борьбы Сампо разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков, однако, прибивает к земле: они
влияют на урожай. Крышка была
потеряна, что привело к гибели
мирового дерева на Северном
полюсе – это символическое
изображение смены эпох,
глобальных космических
изменений, отражающихся на
Земле.
Слайд 10Герои «Калевалы»
Лемминкяйнен - один из главных героев, балагур, весельчак, любимец женщин,
задиристый драчун и вояка, стремящийся стяжать себе боевую славу. Он и могучий маг, и чародей (подобно Вяйнямейнену), и воинственный викинг, для которого битвы и завоеванные в них боевые трофеи дороже всего на свете.
Слайд 11Герои «Калевалы»
Йоукахайнен – молодой самоуверенный колдун-самоучка вызывает Вяйнемяйнена на поединок. Старик
соглашается и естественно побеждает, магическими заклинаниями загоняя Йюухайнена в болото. И он бы сгинул в болоте, если бы не пообещал старику в жены свою сестру красавицу Айно.
Слайд 12Герои «Калевалы»
Айно – предпочла самоубийство замужеству, ей не понравился жених –
старик Вяйнямейнен, которому пообещал в жены ее брат Йоукахайнен. Но Айно не утонула, а превратилась в рыбу.
Слайд 13Герои «Калевалы»
Куллерво - трагический герой. Ребенком он единственный выжил в резне,
которую устроил его родной дядя Унтамо. Ребенком Куллерво заставляют делать грязную работу у Унтамо, а он мечтает отомстить. Унтамо догадывается об этом и продает Куллевро в рабство Ильмаринену, который женат на деве Севера, дочери Лоухи. Но дева, унаследовав недобрый нрав матери, отправляя Куллерво пасти коров, дает ему в дорогу хлеб с камнем, о который мальчик ломает нож, единственное свое богатство. В отместку он загоняет в стойло волков и медведей, которые рвут хозяйку.
Куллевро отправляется в родную деревню, где погибает.
Слайд 14Герои «Калевалы»
Старуха Лоухи — Хозяйка Похъелы в карело-финском народном эпосе Калевала, обладающая
великими чарами. Удивительно умная женщина, которая имела замечательную семью. Хозяйка, она любила своих детей, свой род, свое племя и ради него готова была на все. Но по сюжету эпоса "Калевала" - Лоухи теряет все, ее разоряют представители рода Калевалы.