Слайд 1Изготовление головоломки «Танграм» для дошкольников
Мастер-класс для родителей
Исполнитель:
Прокопчик Оксана Викторовна,
воспитатель МДОУ
Тисульский детский сад № 1 «Колосок»
Слайд 2Расскажи мне – и я услышу,
Покажи мне – и я запомню,
Дай
мне сделать самому –
И я пойму!
(Японская пословица)
Слайд 3Цель: повысить мотивацию родителей к использованию геометрических головоломок.
Слайд 4Задачи:
- познакомить родителей с приемами использования головоломки «Танграм» и показать возможности
для развития ребенка;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии родителей.
Слайд 5 На полках магазинов сегодня можно отыскать множество игр, но можно сделать
настольную игру самостоятельно. Процесс ее создания также может оказаться для ребенка очень занимательным! Поэтому сегодня мы решили самостоятельно сделать головоломку «Танграм».
Танграм – головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных путем деления квадрата на семь частей – два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения изображения фигуры, например, животное, человека, птицы, домов и др., но только чтоб, собранная фигура очертаниями силуэта походила на искомую. Есть два условия при решении головоломки, первое – должны использоваться все семь танов, и второе – таны не должны перекрываться между собой.
Слайд 6 Это очень интересная и несложная игра, которая способствует развитию мышления, детки
могут играть в нее уже с трех лет. Суть ее заключается в том, что ребенок должен составлять из семи имеющихся частей головоломки изображения по образцу. В создании игры малыш может принимать активное участие. Итак, делаем «Танграм» своими руками.
Слайд 7Как сделать танграм
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон
и разрезав по линиям. Вы можете скачать и распечатать схему квадрата танграма, кликнув по картинке и выбрав "печать" или "сохранить картинку как...".
Слайд 8Для изготовления головоломки Вам понадобится:
Распечатанный шаблон (см ниже);
Лист картона;
Копировальная бумага;
Карандаш или
ручка;
Ножницы.
Слайд 9 Берете лист картона любого цвета, лист копировальной бумаги и распечатанную
заготовку:
Слайд 10Кладете на стол лист картона «лицевой» стороной вниз, на него -
лист копировальной бумаги, сверху – распечатанный квадрат:
Слайд 11Берете ручку или карандаш и обводите Ваш рисунок, снимаете копировальную бумагу:
Слайд 12Вы перенесли ваш рисунок на картон
Слайд 13Можно и без шаблона. В квадрате чертим диагональ - получается 2
треугольника. Один из них разрезаем пополам на 2 небольших треугольника. Отмечаем на каждой стороне второго большого треугольника середину. Отсекаем по этим отметкам средний треугольник и остальные фигуры.
Более практичный и долговечный танграм можно вырезать из жесткой офисной папки или пластиковой коробки из под DVD. Можно немного усложнить себе задачу, вырезав танграм из кусочков разного фетра, обметав их по краям, или вовсе из фанеры или дерева.
Слайд 15Вот вы и сделали «Танграм» своими руками! Как видите, на его
изготовление ушло всего 5-7 минут, теперь можно приступать непосредственно к самой игре. Из полученных частей вы должны составить различные изображения животных, птиц, людей, например, вот так:
Слайд 16А вот другие варианты, которые вы можете показать ребенку и предложить
составить такие же рисунки. Самый легкий вариант для детей дошкольников 4-5 лет - собирать фигуры по расчерченным на элементы схемам (ответам), как мозаику. Немного практики, и ребенок научится составлять фигуры по образцу-контуру и даже придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Слайд 25Во время игры в “Танграм” у детей закрепляются навыки количественного счета.
(Всего 5 треугольников, 2 больших треугольника, 2 маленьких треугольника, 1 средний по величине треугольник. Всего в игре 7 танов).
Дети практически овладевают порядковым счетом. Так, если считать таны картинки “Ракета” сверху вниз, то квадрат стоит на пятом месте, маленькие треугольники стоят на первом и четвертом месте, средний треугольник – на третьем, большие треугольники – на шестом и седьмом месте.
Считая таны сверху вниз, слева направо, дети упражняются в ориентировке на листе бумаги.
Составляя ту или иную картинку, дети сравнивают по величине треугольники, определяют место для маленьких, больших и средних треугольников в картинках игры “Танграм”.
Постоянно закрепляется знание детьми геометрических фигур в данной игре (треугольника, квадрата и четырехугольника).
Играя, переставляя маленькие картонные фигурки-таны, дети тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.