Слайд 1Играют волны, ветер свищет…
История российского
военно-морского флота
(дополнительный материал к уроку чтения)
Слайд 2История российского
военно-морского флота
Слайд 3История российского
военно-морского флота
«История российского Военно-Морского Флота».
Цели и задачи. Познакомить с
историей отечественного Военно-Морского Флота. Воспитывать патриотизм, пробудить интерес истории. Расширять знания и представления о военных профессиях; формировать у детей первые представления об особенностях воинской службы; воспитывать уважение к людям военных специальностей.
Слайд 5Наша Родина - великая морская держава. На западе и востоке, на
севере и юге ее территорию омывают воды двенадцати морей, принадлежащих к бассейнам трех океанов, и двух внутренних морей. История отечественного флота неотделима от истории нашего многонационального государства.
У каждого человека есть Родина! Наша Родина – это Россия. Родину надо любить, беречь и защищать. Посмотрите на карту. Границы нашей страны проходят через леса, поля, горы, моря и океаны. И защищают их войска сухопутные и морские.
Слайд 6Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе
они и составляют военно-морской флот.
Слайд 7Вечную славу заслужили многие поколения российских моряков блистательными победами над иноземными
захватчиками, героическими подвигами.
Слайд 15Но были времена когда Россия не имела флота. И враги притесняли
нашу страну то с севера, то с юга. Жизненную необходимость создания военного флота для России хорошо понимал Петр I. В конце XVII века небольшой городок в центре Руси был разбужен стуком топоров, невиданным ранее многолюдством. Здесь, на берегу Воронеж-реки, волею Петра 1 было положено начало отечественному флоту. Город Воронеж избрал Петр центральным местом постройки Азовского флота, окрестности которого были богаты хорошим судостроительным лесом, а построенные здесь суда могли быть спущены на Дон.
Слайд 16К началу мая 1696 г. новопостроенный морской флот состоял из 2
кораблей, 23 галер, 4 брандеров и из вспомогательной транспортной флотилии в составе стругов, лодок и плотов.
Брандер — это любое плавсредство, начиненное взрывчатыми или легковоспламеняющимися веществами и предназначенное для уничтожения кораблей противника.
Слайд 17Первый корабль Азовского флота назывался «Апостол Петр». Он был спущен на
воду в Воронеже 26 апреля 1696 г. Длина его была 34,5 метра, ширина–7,6 метр». На корабле было установлено 36 пушек. На воронежской судостроительной верфи в течение трех месяцев были собраны и оснащены 26 судов. Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов.
Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям. Созданный усилиями всего народа русский боевой флот в многочисленных сражениях полностью оправдал свое назначение. Россия вышла к морю и стала великой морской державой.
Слайд 18История Андреевского флага Военно-морской (Андреевский) флаг Андреевский флаг - главное корабельное
знамя Российского Флота. Он представляет собой белое, прямоугольное полотнище, пересеченное по диагонали из угла в угол двумя голубыми полосами, образующими косой крест.
Слайд 19Символика Андреевского флага имеет глубокие древние корни. Апостол Андрей - родной
брат апостола Петра, покровителя Петра I. Оба брата рыбачили на Галилейском озере, то есть имели отношение к морскому промыслу. Андрей был первым призван Христом в ученики и поэтому прозван Первозваным. Апостол Андрей обошел земли, заселенные славянами. Он был в Киеве, где поставил крест, а затем дошел до Новгорода и вблизи него, на берегу Волхова, тоже водрузил крест.
Слайд 20Апостол Андрей прославился как неутомимый путешественник-проповедник христианства.
Его жизнь была увенчана мученической смертью - распятием на косом кресте Апостол Андрей всегда очень почитался в России. В честь этого почитаемого святого, погибшего мученической смертью за веру, Петр Первый и дал Андреевский флаг своему любимому детищу — российскому флоту. «Флаг белый, через который синий крест св. Андрея того ради, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". И до сих пор российские военные корабли ходят под Андреевским флагом.
Слайд 21Матроса мы с вами заметим из далека и не с кем
не перепутаем, благодаря морской форме. Формой называют одинаковую по цвету и покрою одежду. Но не всегда привычная и любимая всеми нами морская форма имела современный практичный и щеголеватый вид.
Слайд 22С созданием в России Петром Великим регулярного флота (1696 г) для
нижних чинов и матросов был введен костюм, состоящий из элементов голландской морской одежды - широкополой шляпы, коротких штанов зеленого цвета, чулок, кожаных туфель и грубошерстной куртки серого или зеленого цвета.
10 февраля 1706 года эта форма была утверждена официально. Матросам вменялось беречь свою форму - в противном случае виновника ждало суровое наказание. Согласно Морскому уставу от 1720 года: "…если кто свой мундир проиграет…оный имеет первый и другой раз быть жестоко наказан, а в третий - расстрелян или на галеру сослан…". Впоследствии форма моряков - цвет, покрой, сроки ношения - постоянно менялись.
Слайд 25Бескозырки утвердились в ноябре 1811 года - как "…повседневный, будничный головной
убор". А вот ленточки на них появились позже - в 1857 году. Тельняшка – трикотажная нательная фуфайка с белыми и синими поперечными полосами. Тельняшка, как разновидность флотской одежды, появилась во времена парусного флота.
Слайд 26Первоначально тельняшки изготавливали из сурового полотна. Во второй половине XIX века
на этой рубахе появились бело-голубые полосы. Это было оправдано практической необходимостью: матросы, работающие на мачтах в такой одежде, были лучше видны с палубы на фоне неба, моря и парусов. Кроме того, если матрос падал за борт, его, в рубахе с полосками, было легче отыскать на поверхности моря. Тельняшка, по сравнению с другим обмундированием, очень практична: она хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не мешает свободному движению при любом виде деятельности, очень удобна при стирке и, практически не мнется.
Слайд 27Многие поколения русских, советских, российских моряков, не представляли и не представляют
себе жизни без тельняшки. Эта рубаха полюбилась моряками и со временем стала символом морской доблести и братства. Сочетание полос на «тельнике» символизирует синеву неба и белые гребешки бегущих волн. Повторяя цвета Андреевского флага, «тельник» напоминает моряку о море и корабле.
Слайд 28Командир корабля – капитан, он отвечает не только за корабль, но и
за всех людей, которые находятся на корабле. На кораблях капитану подчиняются все. На кораблях есть много и других должностей и профессий: боцман, радист, кок, матрос, штурман.
Слайд 29Штурман - это тот специалист, без которого не может обойтись ни один
корабль. Говорят так: выйти в море может любой моряк, а вот привести корабль обратно в порт - только штурман. Недаром необходимость таких специалистов была признана еще в петровские времена.
Слайд 30310 лет назад по указу Петра I в России была создана
школа математических и навигацких наук (Навигацкая школа). С тех пор 25 января считается официальной датой основания Штурманской службы Российского флота.
Слайд 31Штурман обычно исполняет следующие обязанности: прокладывает курс, исчисляет перемещения и отмечает
передвижение на карте, а также следит за исправной работой навигационных приборов. Ведь именно штурман должен определить и установить меры безопасности, чтобы ничто не помешало кораблю в море выполнить все поставленные задачи.
Слайд 32Сегодня мы с вами познакомились с историей российского Военно-морского флота. Узнали
про двух главных людей на корабле: капитане и штурмане. Но и каждый член экипажа играет важную роль на корабле.
Слайд 3313 мая считается днём рождения Черноморского флота России, именно этот день
и стал официальной датой празднования дня Черноморского флота РФ. В календарь новой России праздник был введён в 1996 году.