Слайд 1История развития логопедической помощи в России
Выполнили:
Студентки 2 курса В группы
Специальности
СДПиП
Чиркова Ксения
Сосновских Екатерина
Слайд 2 Значение логопедии, которая изучает закономерности предупреждения, выявления и устранения нарушений речи
средствами специального обучения и воспитания, чрезвычайно велико.
Слайд 3 Несмотря на значимость логопедии и на то, что к концу третьей
четверти XIX века ,учение о патологии речи выделилось в самостоятельную область знания и началось становление логопедии как науки, к настоящему времени ее история не изучена в полной мере.
Слайд 4 Научные работы, в которых содержатся отдельные сведения о развитии системы логопедической
помощи в России, можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся исследования, посвященные истории развития и анализу современного состояния отечественной дефектологии и отдельных ее направлений ( В.П.Кащенко, 1926; А.Г.Басова, 1940; А.Д.Доброва и д.р.)
Слайд 5 Вторую группу источников составляют немногочисленные работы, касающиеся организации в России помощи
детям с речевыми нарушениями. Это, прежде всего, статьи в учебных пособиях по логопедии разных авторов ( М.Е.Хватцев, 1959; О.В.Правдина, 1973; К.-П. Беккер, М.Совак, 1981;Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина и д.р)
Слайд 6 Работы третьей группы посвящены истории логопедии в концептуальном аспекте, то есть
рассматривают развитие представлений об объекте, предмете, методах науки; об этиологии, механизмах, симптоматике; теориях предупреждения и преодоления патологии речи ( В.А.Ковшиков, 1986, 1992; А.В.Безлюдова, 1996; В.И.Селиверстов, 1997 и д.р.).
Слайд 7 Четвертая группа работ, дающих информацию о формировании организационной базы логопедии в
России, - это персоналии, сведения об отечественных ученых, которые работали в области патологии речи. Лаконичные справки о деятельности М.В.Богданова-Березовского, Ф.А.Рау, Д.В.Фельдберга содержатся в "Дефектологическом словаре".
Слайд 8 Анализ специальной литературы по проблеме позволяет утверждать, что история становления и
развития логопедической службы в России коротка и своеобразна.
Формирование предпосылок возникновения системы приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных преобразований, а оформление системы происходит в советский период.
Слайд 9 Первый период ( вторая четверть XIX века - первая четверть XX
века ) -"период предыстории и формирования предпосылок".
Нижняя граница этого периода определяется важным научным событием -выходом в свет первой работы отечественного автора, посвященной нарушению речи. Это монография Х.Лагузена "Способ излечения заикания", появившаяся в 1838 году. С ее выходом исследователи связывают начало становления и развития отечественной логопедии.
Слайд 10
В России уже к середине XIX века начал появляться интерес к
исследованию нарушений речи и голоса.
Проведение буржуазных реформ, активизация демократических течений способствовали обращению внимания государственных учреждений и общественных организаций к вопросам медицины и просвещения.
Реформы учебных заведений были направлены на улучшение общеобразовательной подготовки учащихся, специально исследовалось состояние их речи.
Слайд 11
Во второй половине XIX века ( после выхода в свет труда
А.Куссмауля,(1877 ) из медицинских наук о человеке постепенно выделяется специальная область знаний - логопатология.
Патология речи большинством авторов начинает рассматриваться как самостоятельная нозологическая единица.
Слайд 12
Характеризуя развитие отечественной логопедии как науки, А.В.Безлюдова указывает, что если во
второй четверти XIX века в России патология речи была «заброшенной областью медицины», то к концу века отечественные авторы начинают исследовать почти все формы нарушений речи.
Слайд 13 В круг научных интересов речевая патология попала в 20-е гг. нашего
столетия.
В 1920 г. на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью были изложены принципы построения системы воспитания и обучения аномальных детей.
С 1922 г., после Всероссийского съезда, начали создаваться специальные учреждения для детей с отклонениями в развитии.
Слайд 14
1924 г. стал важной вехой развития дефектологии в России.
По инициативе Л.
С. Выготского была произведена реформа школ для аномальных детей, целью которой являлась коррекция личности ребенка в целом и его адаптация к социальным условиям.
Слайд 15
Годом рождения логопедии в России можно считать 1933 г., когда Л.
С. Выготский совместно с директором Экспериментального дефектологического института Наркомпроса И. И. Данюшевским создал еще одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи.
При Экспериментальном дефектологическом институте появилась Школа — клиника речи.
Слайд 16
В настоящее время в нашей стране создана и постоянно совершенствуется система
помощи детям и взрослым с речевой патологией. Логопедическая помощь детскому и взрослому населению осуществляется по линии образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Слайд 17 В системе образования оказывается помощь детям с нарушениями речи дошкольного и школьного возраста.
С этой целью созданы специальные ясли-сады, детские сады, дошкольные детские дома, дошкольные группы при специальных и общеобразовательных школах, специальные группы в детских садах общего типа, школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (школы V вида), логопедические пункты при общеобразовательных школах.
Слайд 18
В системе здравоохранения помощь детям с речевой патологией оказывается в логопедических кабинетах детских
поликлиник, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи, в специализированных домах ребенка, в детских психоневрологических больницах и санаториях, полустационарах и летних лагерях-санаториях.
Слайд 19 В условиях медицинских учреждений детям оказывается комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, что предполагает
коррекционно-воспитательную работу логопеда, воспитателя и психолога, медицинское воздействие (медикаментозное лечение, физиотерапию, рефлексотерапию, лечебную физкультуру, психотерапию, массаж, лечебно-охранительный режим, рациональное питание и т.п.).
Слайд 20 В системе социального обеспечения находятся детские дома для глубоко умственно отсталых детей и
подростков и детские дома для слепоглухих.
В учреждения принимаются дети-инвалиды, с ними проводится комплексная коррекционно-воспитательная работа, составной частью которой является логопедическое воздействие.
Слайд 21 Историко-педагогическое исследование позволило выделить основные этапы становления логопедической службы в России
и сделать ряд выводов, касающихся ее современного состояния:
Становление и развитие логопедической службы в России, как и национальной системы специального образования в целом, связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, законодательством в сфере образования, уровнем развития логопедии как отрасли коррекционной педагогики;
Вывод:
Слайд 222.в настоящее время в стране создана и функционирует дифференцированная система логопедической
помощи, оказываемой учреждениями различных ведомств;
3. противоречия, заложенные в отечественную систему логопедической помощи идеологическими, экономическими, социальными и другими условиями ее становления и развития, в настоящее время отчетливо проявились и обострились, что требует поиска направлений совершенствования системы в современных условиях.