Презентация, доклад на тему Исследовательская работа Пояс как элемент материальной и духовной культуры мордвы

Цели: 1. Развитие интереса подрастающего поколения к изучению национальной культуры.2. воспитание духовно-нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского народа. Задачи:- ознакомление с материальной и духовной культурой мордовского народа;- рассмотрение мордовского народного костюма как произведения

Слайд 1Проект на тему: «Пояс как элемент материальной и духовной культуры мордовского народа»



Выполнила:

Ученица 5б класса Клёмина Полина
Руководитель проекта: Канунникова Людмила Матвеевна

Рузаевка 2016

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Проект на тему: «Пояс как элемент материальной и духовной культуры  мордовского народа»Выполнила: Ученица 5б класса Клёмина

Слайд 2Цели:
1. Развитие интереса подрастающего поколения к изучению национальной культуры.
2. воспитание

духовно-нравственных ценностей через приобщение к традициям, истории и культуре мордовского народа.
 
Задачи:
- ознакомление с материальной и духовной культурой мордовского народа;
- рассмотрение мордовского народного костюма как произведения искусства;
- рассмотрение и исследование важнейшего элемента мордовского наряда;
- проведение анализа по выполненной работе.
 
Методы:
поисковый, наглядный, словесный, творческий, анализ.
 
Оборудование:
компьютер, принтер, мультимедийный проектор, флеш-карта.

Цели: 1. Развитие интереса подрастающего поколения к изучению национальной культуры.2. воспитание духовно-нравственных ценностей через приобщение к традициям,

Слайд 31. ТРАДИЦИОННЫЙ МОРДОВСКИЙ КОСТЮМ КАК НЕОТДЕЛИМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

МОРДОВСКОГО НАРОДА

 
Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной и духовной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа, с географической средой, религией, традиционными занятиями.
Костюм несет в себе особенности представлений народа об идеале, выполняет эстетическую функцию улучшения облика человека.
Костюм занимал не последнюю роль в сельских и семейных обрядах, являлся гарантом морально-этических устоев, был определителем семейного и социального статуса носителя, его возрастной категории, показателем мастерства и богатства.
Некоторые элементы народного костюма имеют не просто функцию украшения, а еще и несут определенную смысловую нагрузку.

1. ТРАДИЦИОННЫЙ МОРДОВСКИЙ КОСТЮМ КАК НЕОТДЕЛИМАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА    Одежда всегда

Слайд 42.НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ВЕНЕЦ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Народный костюм мордвы, особенно женский, очень

красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется на эрзянский и мокшанский и включает не менее полутора десятка разновидностей.
Традиционный костюм мордвы – мокши и эрзи, самого многочисленного финноугорского народа России, дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соединяет не только художественное творчество, воплощенное в вышивке, ткачестве, составлении украшений из бисера, бус, раковин. Само умение надевать и носить национальную одежду было своеобразным искусством, которое в народе передавалось из поколения в поколение.
В данной работе мы рассмотрим такой элемент традиционного народного костюма как пояс-пулай.

2.НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ВЕНЕЦ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВАНародный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного

Слайд 53. ПОЯС-ПУЛАЙ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ МОРДОВСКОГО НАРЯДА
Одним из важнейших компонентов мордовского

женского костюма является пояс-пулай. Он существовал в двух разновидностях: с валиком и без него. Изготавливали его из прямоугольного куска холста и втачивали внутрь войлок. На его внешнюю сторону наносили узорную вышивку и разнообразные декоративные украшения.

Как знак полового созревания девочки начинали носить пулай с 13-14 лет, а затем принадлежностью костюма женщины он оставался до самой смерти. Это украшение называли «поясом стыдливости». Мордовская женщина не могла появляться в обществе мужчин без пулая, даже такие тяжелые работы, как косьба, вязание снопов, женщина выполняла, не снимая пояса.

3. ПОЯС-ПУЛАЙ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭЛЕМЕНТ МОРДОВСКОГО НАРЯДА Одним из важнейших компонентов мордовского женского костюма  является пояс-пулай.

Слайд 6В отличие от повседневного пулая, праздничный был украшен очень богато. Там

присутствовал разноцветный бисерный узор, монеты, цепочки, пуговицы. С самого низа пояса почти до колен спускалась шерстяная бахрома. Для ежедневного использования пулай был черный, а нарядным считался зеленого или красного цвета. По краям свисали разнообразные подвески. Состояли они из железного каркаса, туда крепились бубенчики, мелочь, изделия из бисера и цепочки. В итоге вес такого пулая доходил до 6 кг.

В отличие от повседневного пулая, праздничный был украшен очень богато. Там присутствовал разноцветный бисерный узор, монеты, цепочки,

Слайд 7Именно этот элемент в костюме являлся показателем территориальной принадлежности и финансовой

состоятельности владелицы.
В мордовском мужском костюме – пояс также имел особенное значение. Он был кожаный и украшен пряжкой, изготовленной из дорогих металлов. В свою очередь, она была простой, в форме кольца, или сложной – со щитком, с целью крепления к ремню. На другой его край крепили железный наконечник, а к наружной стороне – бляшки разнообразных форм. И все это украшалось различными узорами и камнями. К поясу подвешивали оружия. С давних времен пояс считался мужских отличительным признаком.

Именно этот элемент в костюме являлся показателем территориальной принадлежности и финансовой состоятельности владелицы.  В мордовском мужском

Слайд 8ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам моей работы можно сделать следующие выводы:
- традиционный мордовский костюм

является неотделимой частью материальной и духовной культуры мордовского народа;
- народный костюм является венцом декоративно-прикладного творчества;
- пояс-пулай является важнейшим элементом материальной и духовной культуры мордовского народа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕПо итогам моей работы можно сделать следующие выводы:- традиционный мордовский костюм является неотделимой частью материальной и духовной

Слайд 9ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Энциклопедический справочник. Все о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство,

1998 г.
Традиционные праздники и обычаи. Сборник.г. Саранск: Типография «Красный Октябрь», 1998 г.
Лузгин А.С. Богатство народных традиций. Мордовия на рубеже веков. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2000 г.
Мордовское народное искусство. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1995 г.
Мордовский национальный костюм. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990 г.
Мордовия. Народное искусство. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1985 г.
Мордовский народный костюм. г.Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990 г.
Т. Прокина. Мордовский костюм. г. Саранск: Клуб интеллектуального творчества,2013 г.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАЭнциклопедический справочник. Все о Мордовии. г. Саранск: Мордовское книжное издательство, 1998 г.Традиционные праздники и обычаи. Сборник.г.

Слайд 10СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть