Слайд 1Изучение красильных свойства растений путём изготовления акварельных красок
Выполнила: ученица 4 класса
В
Янченко Кристина
Руководитель: Кутепова Т.М.
Слайд 2Цель моего исследования: нахождение путей решения данной проблемы.
Гипотеза: Возможно, что из
растений можно изготовить акварельные краски.
Задачи:
Познакомиться с историей возникновения акварельных красок;
Определить, что такое акварель;
Из источников литературы узнать, какие растения произрастают на территории нашего края, какие они имеют красящие вещества;
Подготовить все оборудование ля проведения опыта получения краски;
Провести опыт и сделать анализ полученных данных.
Слайд 3 Первыми художниками на земле были пещерные люди.
Многие из рисунков удивительно
хорошо сохранились, потому что пещеры были неизвестны многие века. Древние люди рисовали диких животных, которых видели вокруг себя.
Слайд 4 До XIX века люди не знали иных красителей, кроме тех, которые
поставляла им природа. Для красок брали размолотые камни, обожженные земли, цветные глины. А когда надо было окрасить ткань для одежды, то употребляли красильные растения. Иногда кору, иногда листья, корни и стебли и изготавливали акварель.
Слайд 5Что такое акварель?
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ (лат. aqua — вода) — водно-клеевые краски
из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, с глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом; выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках и полужидкие — в тюбиках.
Акварель — это краски, растворимые в воде и ею же легко смываемые.
Слайд 6Особенности акварельных красок
способность создавать эффект легкости, воздушности и тонких цветовых переходов;
наносится на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка;
при рисовании по сырой бумаге получают характерный эффект — нежный и постепенный переход одних красок в другие (просачивание);
«боятся» сырости, света и мух (!), поэтому законченную акварель следует прикрыть фартуком.
Слайд 7Сбор растений для проведения опыта
Дрок
Живокость
Зверобой
Манжетка
Подмаренник
Малина
Слайд 9Оборудование: разделочные доски, ножи, ступки, пестики, деревянные палочки, чистая эмалированная посуда
(желательно кружки, мелкие кастрюли), пипетки, электрическая плита, кисти для рисования, бумага для рисования.
Реактивы: собранные растения или их части в зависимости от доступности и от желаемого цвета красителя; камедь либо казеиновый или поливинилацетатный клей; вода; железный купорос; глицерин/мед/патока; дезинфицирующее вещество (раствор фенола (он же карболовая кислота), раствор резорцина или крезола; уксус; квасцы; нашатырный спирт.
Слайд 11Последовательность действий опыта
1. Извлечение из частей растений красителя.
2. Изготовление краски.
3.Раскрашивание рисунка
с помощью получившихся красок.
4.Анализ получившегося рисунка с рисунком, выполненным обычными акварельными красками.
Слайд 12I этап опыта
Извлечение из частей растений красителя.
Собранные растения или их части
измельчить и положить в чистую эмалированную посуду, и долго (в зависимости от объема посуды — до нескольких часов) кипятить в воде на маленьком огне, чтобы получился крепкий отвар.
Отвар должен быть в меру густым, а не совсем как вода; если он жидкий, то нужно подержать его еще на огне без крышки, чтобы часть воды испарилась. Досуха испарять не надо, иначе потом придется растворять в воде. Цвет красителя определяется видом растения
1
2
3
Слайд 20 ВЫВОД 1 экспериментальной части:
В привычных нам растениях есть красящие
вещества.
Слайд 21II этап опыта
В краситель необходимо ввести вещество, которое скрепит краску с
бумагой. Можно добавить немножко клея, приготовленного на воде, например, казеинового или поливинилацетатного. Но это ненадежно и неинтересно. Лучше поступить так, как поступали в старину настоящие мастера приготовления красок.
Собранную со стволов фруктовых деревьев липкую смолу — камедь — растворить в воде с добавкой уксуса (в воде без кислоты растворение идет очень медленно). Воды должно быть немного больше, чем камеди. Раствор готовится сразу для всех красок, которые должны быть получены. Для каждого цвета требуется примерно 5-10 г такого клеящего раствора.
Для того, чтобы будущая краска не растекалась по бумаге, необходимо добавить густое вещество — патоку, мед или глицерин. Раствор камеди смешать с равным количеством глицерина. Если используется мед, его требуется в три раза меньше.
Чтобы будущая краска не загнивала и не покрывалась плесенью, добавить к имеющемуся раствору несколько капель какого-нибудь дезинфицирующего вещества.
Тщательно перемешать все составные части раствора.
Разделить раствор на несколько порций, по числу заготовленных отваров.
Добавить к раствору краситель, взяв его столько, сколько получилось основы для краски.
Еще раз все хорошо перемешать.
Краска готова
Слайд 22
ВЫВОД 2 экспериментальной части:
Красители можно не просто извлечь, но и приготовить
из них самодельные акварельные краски.
Слайд 233 ЭТАП Раскрашивание рисунка с помощью получившихся красок.
1
2
Слайд 24Особенности техники рисования акварельными красками
Перед раскрашиванием лицевая сторона бумаги должна быть
хорошо смочена чистой водой не менее двух раз с помощью ваты или кисти; второй раз — после того, как она высохнет от предыдущего смачивания.
Как правило, сначала наносят краски светлых тонов, затем более темных, сначала жидкие краски., затем — более густые.
Для получения хорошей акварели нужно писать сочно, т. е. с большим количеством воды.
Перед окраской цвет и тон должны быть проверены на обрезке бумаги того же качества и так же предварительно смоченном, как и бумага, на которой оформляют оригинал.
Чаще менять воду в стакане, в которой моют кисти, а при ответственных работах, например при раскраске спектра, где чистота краски должна быть исключительной, следует для каждой краски иметь «свой» стакан с водой и «свою» кисточку.
Лучшие для акварельных работ кисти — это кисти из шерсти колонка; после работы их рекомендуется отмывать мылом, а время от времени — раствором питьевой соды.
Слайд 25ВЫВОД 3 экспериментальной части:
Акварельные краски, полученными в ходе опыта, можно использовать
для раскрашивания картин.
Слайд 26IVэтап
Анализ получившегося рисунка с рисунком, выполненным обычными акварельными красками
Слайд 27ВЫВОД 4 экспериментальной части:
Краски, полученные экспериментальным путем не отличаются от красок,
полученных химическим путем.
Слайд 28Сформулированные выводы позволяют судить о том,
что цель исследования достигнута.
Из растений
можно изготовить акварельные краски.
Моя гипотеза верна.
Красота спасет мир. Так пусть красота окружает вас повсюду.