Слайд 1Исследовательская деятельность
в начальной школе
Слайд 2Универсальные умения
(универсальные учебные действия,
умение учиться)
способность субъекта к саморазвитию
и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта
Слайд 3Исследовательский подход в обучении
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из
видов познавательной деятельности человека.
Исследование - бескорыстный поиск истины.
Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Слайд 4Исследовательский подход в обучении
Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в
деле развития творческих способностей.
Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.
Слайд 5Исследовательский подход в обучении
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у
них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, -
одна из основных практических задач современного образования.
Слайд 6Исследовательский подход в обучении
Общие исследовательские умения и навыки :
умение видеть
проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 7
Задания для развития умения видеть проблемы
«Посмотрите на мир чужими глазами».
«Составь рассказ, используя данную концовку».
«Увидеть в другом свете».
Слайд 8Развитие умений видеть проблемы
Слайд 9Развитие умений видеть проблемы
Слайд 10 Посмотри на мир чужими глазами
Дождь.
...Длительный, затяжной, золотой, робкий, ливневый, моросящий, непроглядный, проливной, промозглый, весёлый, косой, ленивый, надоедливый, осенний... (всего 175 слов).
К.С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского языка
Выпиши из словарной статьи определения дождя, которые подходят к дождю, описанному Ириной Токмаковой.
Как ты понимаешь выражение «золотой дождь»? Сколько вариантов его значений нашли в твоём классе?
Из слов, данных в словарной статье, подбери синонимы к прилагательному «затяжной».
Слайд 11Развитие умений выдвигать гипотезы
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – «основание», «предположение»,
«суждение о закономерной связи явлений».
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза - это предвидение событий.
Слайд 12Задание «Давайте вместе подумаем»
Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?»
Гипотезы:
«Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?»,
«Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета»,
«Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».
«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 13 Упражнение на обстоятельства
При
каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
мобильный телефон; проект постройки дома; чайник;
реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 14Упражнения, предполагающие обратное действие
Как вы думаете, почему детеныши животных любят играть?
Почему
весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 15«Найдите возможную причину события»
Звонят колокола;
Трава во дворе пожелтела;
Пожарный вертолет весь
день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 16Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 17Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 18Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 19Литературное чтение, 3 кл., ч.1, с.101
(«Сколько глаз у стрекозы?»).
Конечно, ты
пока не знаешь содержания следующих глав учебника. Но если судить по их названиям, то в какую главу учебника лучше поместить статью про глаза стрекозы: в следующую главу «Мир просит тебя: открой меня заново!»? В главу 6: «Самые настоящие чудеса»? А может быть, оставить в этой главе (кстати, ты помнишь, как она называется?)
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 20Посчитай и подумай, почему за порцию салата "Опушка" посетители ресторана платят
3 монеты, если на одну порцию расходуется:
Картофель -100 грамм - 3 грошика
Морковь - 50 грамм - 2 грошика
Грибы - 100 грамм-5 грошиков
Орехи - 50 грамм - 5 грошиков
Сметана- 50грамм- 7 грошиков
10 грошиков = 1 монета
Развитие умений выдвигать гипотезы
Слайд 21Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ»
Но только он подрос,
как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
С.Я. Маршак
Слайд 22Развитие умения задавать вопросы
«Какие вопросы тебе помогут узнать новое о предмете?»
«Найди
загаданное слово»
«Найди причину события с помощью вопросов»
Слайд 23Развитие умения задавать вопросы
Слайд 24Развитие умений задавать вопросы
Слайд 25Развитие умений задавать вопросы
Слайд 26Развитие умений задавать вопросы
Слайд 27Развитие умений давать определения понятиям
Понятие- одна из форм логического мышления.
Понятие –
это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Слайд 28Развитие умений давать определения понятиям
Описание
Характеристика
Сравнение
Различение
Обобщение
Загадки как определение понятий
Кроссворды
Выявление причин и
следствий (пример)
Слайд 29Загадки, построенные на основе перечисления признаков объекта
Я - вода,
по воде плаваю.
(Льдина.) Русская
Загадки, построенные на основе сравнения одного объекта с другими объектами
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд. (Вишня.) Русская
Загадки, построенные на основе использования метафор(ы) и(или) олицетворения
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке. (Рыба.) Русская
Классификация загадок
Слайд 30Классификация загадок
Загадки, построенные на основе описания условий происхождения, среды обитания, эксплуатации
объекта
В лесу родилась,
В воде живёт. (Лодка.) Удмуртская
Загадки, построенные на основе описания процесса
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь.) Русская
Слайд 31Как придумать загадку?
1. Выбрать объект. Записать его признаки.
2. Подумать: какие объекты
могут иметь те же признаки, что и описываемый объект? Определить их.
3. Вставить слова-связки «как», «но не…», «а»
4. Прочитать загадку.
5. Оценить свою загадку.
Слайд 32Выявление причин и следствий
Смех, шутка
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Желтые листья,
осень, серое небо, холодные дожди.
Утро, солнце, пение птиц, радость.
Снег, мороз, зима, вьюга, лед.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Боль, падение, перелом ноги.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
Причина: Следствие:
Слайд 33Развитие умений давать определение понятиям
Слайд 34Развитие умений давать определение понятиям
Слайд 35
Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию
на непересекающиеся классы.
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область.
Слайд 36
Развитие умений классифицировать
Задание «Продолжи ряды»
Полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда….
Игрушки
–
Деревья –
Задание «Четвертый лишний»
Четыре карточки содержат изображения:
Яблока, груши, банана, помидора
Слайд 37
Развитие умений классифицировать
Слайд 38Развитие умений классифицировать
Слайд 39
Развитие умений наблюдать
Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся
в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания.
Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.
«Смотрим мы глазами, слушаем ушами,
а видим и слышим умом»
Слайд 40Развитие внимания и наблюдательности
Предметы для наблюдения
Слайд 41Развитие внимания и наблюдательности
Парные картинки, содержащие различия
Слайд 42Развитие внимания и наблюдательности
Найдите ошибки художника
Слайд 43Развитие внимания и наблюдательности
Учимся наблюдать
Слайд 47Развитие умений наблюдать
Найдите фотографии древних русских памятников зодчества. Рассмотрите их с
одноклассниками. Обратите внимание, какие места выбирали под строительство.
Какие вы знаете названия улиц в городах, связанные с ремеслами?
Слайд 48Рассмотрите насекомых и паукообразных и сравните их. Найдите и назовите существенные
признаки, отличающие их друг от друга. Рассматривая, обратите внимание на строение тела, наличие крыльев, на глаза и число ног.
Развитие умений наблюдать
Слайд 49Какой текст можно назвать текстом-описанием? Какие признаки лисы описываются? Выбери любое
животное (дикое или домашнее) и, не называя, опиши так, чтобы одноклассники могли его отгадать. (Русский яз. (Н. В. Нечаева, С.Г. Яковлева), 3 кл.)
Хочешь, начнем сразу с праздника? Возьмем и сбежим с урока в «Картинную галерею»! Кстати. А ты любишь туда ходить? Это очень легко проверить. Какие картины (а может быть, рисунки или изображения на папирусе, или страницы рукописной книги) тебе понравились и запомнились? Нет-нет! Стой за дверью музея, рассказывай по памяти!
Теперь можешь войти. Пройди сразу в тот зал, где находится картина Винсента Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». Правда, необыкновенная? Тебе встречалась когда-нибудь такая манера письма? Как ты назовешь такой мазок, такое движение кисти? А почему художник так пишет: высказывай свои предположения, не стесняйся! (Литературное чтение, В. Ю. Свиридова, 3 кл.)
Развитие умений наблюдать
Слайд 50Развитие умения экспериментировать
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется практически во
всех науках и от исследования неотделим.
Слово эксперимент переводится на русский как «проба», «опыт». Так называется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых условиях исследуется явление природы или общества.
Эксперимент предполагает воздействие человека на объект, в отличие от наблюдения. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
Слайд 51Мысленный эксперимент
Развитие умения экспериментировать
Слайд 52Развитие умения экспериментировать
Эксперименты с реальными объектами
определяем плавучесть предметов
как вода исчезает
эксперимент
с магнитом и металлами
эксперимент по смешиванию красок
эксперимент с домашними животными
Слайд 53Развитие умения экспериментировать
Слайд 54Развитие умения экспериментировать
Слайд 55Развитие умения экспериментировать
Литературное чтение, 3 кл., с.116
Хочешь оказаться «внутри» стихотворения? Для
этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить прикосновения воздуха и запахи. Давай начнем со зрительных картинок-образов. Читай только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать), или воспринять носом (обонять). Постарайся не ошибаться!
Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать. (…)
А теперь прочитай стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили радость весны с ее яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами.
Слайд 56Развитие умения экспериментировать
72. 1. Прочитайте. Укажите время глаголов.
Темнеет день. Листья
желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры. Льют дожди. Улетают птицы. Наступает осень.
Заснул лес. Затрещал мороз. Побелело поле. Крестьяне закончили полевые работы.
А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем простом времени. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени?
Запишите те глаголы, в которых при образовании будущего простого времени появились приставки.
Слайд 57Развитие умения делать выводы и умозаключения
Индуктивные умозаключения- от знания о части
предметов к общему знанию обо всех предметах определенного класса.
Дедуктивные умозаключения- от знания общего к знаниям о частях.
Умозаключения по аналогии – базируются на умозаключениях.
Задания
«Скажи, на что похожи?»
«Назови как можно больше предметов»
«Как люди смотрят на мир?»
Развитие умения делать выводы и умозаключения
Слайд 5997. 1. Спишите.
1. Ручей выбегал из леса на полянку. Ручей
выбегал из глухого леса на полянку. 2. Небо покрылось тучами. Небо покрылось чёрными тучами. 3. Я нашёл гриб. Я нашёл большой белый гриб. 4. Корабли исчезли в тумане. Корабли исчезли в густом тумане.
Сравните предложения. Чем они отличаются? Влияет ли это отличие на связь между выделенными словами?
106. 2. Когда мы говорим: «Смотрю, хожу, принесу, зажгу», ясно ли, кто совершает действие и когда оно происходит? А когда мы говорим: «Смотреть, ходить, принести, зажечь»,ясно ли, кто действует и когда?
3. Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределенной?
Развитие умения делать выводы и умозаключения
Слайд 60Литературное чт., 3 кл., с.110.
Сравни начальные строки в первом и втором
стихотворениях. Ты сразу видишь образы, созданные поэтами? Можно ли сказать, что оба поэта «берут быка за рога»? Попробуй в строчке «Уродливый ворон - » вместо знака тире поставить восклицательный знак: что-нибудь изменилось? Чем похоже построение этих стихотворении?
Окружающий мир, 3 кл., .178.
Сравните растительность степи, луга и тундры.
Развитие умения делать выводы и умозаключения
Слайд 61Развитие умения создавать тексты
Методика работы с ГОТОВЫМ текстом
Первый этап – беглый
обзор текста, его общий просмотр.
Второй этап – «задать себе вопросы по поводу текста»
Третий этап – чтение.
Четвертый этап – «выделить главное и второстепенное»
Пятый этап – «резюме»
Слайд 63«Рассеянный автор»
«Здравствуй, Ольга! Он летчик и часто летает в
Москву. Посылаю тебе свою фотографию. Вчера к нам приехал мой старший брат Ян. Напиши, как ты учишься. С приветом, Власта. Я тебе давно не писала. Я была больна.»
Слайд 64Развитие умения структурирования материала
Слайд 65Развитие умения структурирования материала
Слайд 66Развитие умения доказывать и защищать свои идеи
Слайд 67Развитие умения доказывать и защищать свои идеи