Презентация, доклад на тему Исследовательская деятельность в начальной школе

Содержание

Универсальные умения (универсальные учебные действия, умение учиться) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Слайд 1Исследовательская деятельность в начальной школе

Исследовательская деятельность  в начальной школе

Слайд 2Универсальные умения
(универсальные учебные действия,
умение учиться)
способность субъекта к саморазвитию

и самосовершенствованию
путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта
Универсальные умения (универсальные учебные действия, умение учиться) способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

Слайд 3Исследовательский подход в обучении
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из

видов познавательной деятельности человека.

Исследование - бескорыстный поиск истины.
Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Исследовательский подход в обученииИсследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование -

Слайд 4Исследовательский подход в обучении
Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в

деле развития творческих способностей.

Проектирование учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Исследовательский подход в обученииИсследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Проектирование учит

Слайд 5Исследовательский подход в обучении
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у

них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, -
одна из основных практических задач современного образования.

Исследовательский подход в обученииОбучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых

Слайд 6Исследовательский подход в обучении
Общие исследовательские умения и навыки :
умение видеть

проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.

Исследовательский подход в обученииОбщие исследовательские умения и навыки : умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать

Слайд 7 Задания для развития умения видеть проблемы
«Посмотрите на мир чужими глазами».

«Составь рассказ, используя данную концовку».
«Увидеть в другом свете».
Задания для развития умения видеть проблемы  «Посмотрите на мир чужими глазами». «Составь рассказ, используя данную

Слайд 8Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений видеть проблемы

Слайд 9Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений видеть проблемы

Слайд 10 Посмотри на мир чужими глазами

Дождь.

...Длительный, затяжной, золотой, робкий, ливневый, моросящий, непроглядный, проливной, промозглый, весёлый, косой, лени­вый, надоедливый, осенний... (всего 175 слов).
К.С. Горбачевич. Словарь эпитетов русского языка
Выпиши из словарной статьи определения дождя, которые подходят к дождю, описанному Ириной Токмаковой.
Как ты понимаешь выражение «золотой дождь»? Сколько вариантов его значений нашли в твоём классе?
Из слов, данных в словарной статье, подбери синонимы к прилагательному «затяжной».

Посмотри на мир чужими глазами     Дождь. ...Длительный, затяжной, золотой, робкий, ливневый, моросящий,

Слайд 11Развитие умений выдвигать гипотезы

Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – «основание», «предположение»,

«суждение о закономерной связи явлений».
Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза - это предвидение событий.
Развитие умений выдвигать гипотезы		Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого – «основание», «предположение», «суждение о закономерной связи явлений».		Гипотеза -

Слайд 12Задание «Давайте вместе подумаем»

Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?»
 
Гипотезы:

«Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?»,
«Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указыва­ют им направление полета»,
«Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним».
«А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»

Развитие умений выдвигать гипотезы

Задание «Давайте вместе подумаем»Вопрос, проблема: «Как птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы: «Может быть, птицы определяют дорогу по

Слайд 13 Упражнение на обстоятельства

При

каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
мобильный телефон; проект постройки дома; чайник;
реактивный самолет; букет ромашек; охотничья собака

Развитие умений выдвигать гипотезы

Упражнение на обстоятельства При каких условиях каждый из этих предметов

Слайд 14Упражнения, предполагающие обратное действие
Как вы думаете, почему детеныши животных любят играть?
Почему

весной тает снег?
Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днем?
Почему цветы имеют такую яркую окраску?

Развитие умений выдвигать гипотезы

Упражнения, предполагающие обратное действиеКак вы думаете, почему детеныши животных любят играть?Почему весной тает снег?Почему одни хищные животные

Слайд 15«Найдите возможную причину события»
Звонят колокола;
Трава во дворе пожелтела;
Пожарный вертолет весь

день кружил над лесом;
Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;
Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;
Друзья поссорились.
Назови два-три самых фантастических, самых неправдоподобных объяснения этих событий

Развитие умений выдвигать гипотезы

«Найдите возможную причину события» Звонят колокола;Трава во дворе пожелтела;Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;Полицейский автомобиль одиноко

Слайд 16Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Слайд 17Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Слайд 18Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Слайд 19Литературное чтение, 3 кл., ч.1, с.101
(«Сколько глаз у стрекозы?»).
Конечно, ты

пока не знаешь содержания следующих глав учебника. Но если судить по их названиям, то в какую главу учебника лучше поместить статью про глаза стрекозы: в следующую главу «Мир просит тебя: открой меня заново!»? В главу 6: «Самые настоящие чудеса»? А может быть, оставить в этой главе (кстати, ты помнишь, как она называется?)

Развитие умений выдвигать гипотезы

Литературное чтение, 3 кл., ч.1, с.101 («Сколько глаз у стрекозы?»).Конечно, ты пока не знаешь содержания следующих глав

Слайд 20Посчитай и подумай, почему за порцию салата "Опушка" посетители ресторана платят

3 монеты, если на одну порцию расходуется:
Картофель -100 грамм - 3 грошика
Морковь - 50 грамм - 2 грошика
Грибы - 100 грамм-5 грошиков
Орехи - 50 грамм - 5 грошиков
Сметана- 50грамм- 7 грошиков
10 грошиков = 1 монета


Развитие умений выдвигать гипотезы

Посчитай и подумай, почему за порцию салата

Слайд 21Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ»
Но только он подрос,

как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
С.Я. Маршак
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»Его прозвали «маленький философ»Но только он подрос, как начали емуПреподносить ответы без вопросов.И

Слайд 22Развитие умения задавать вопросы
«Какие вопросы тебе помогут узнать новое о предмете?»

«Найди

загаданное слово»

«Найди причину события с помощью вопросов»
Развитие умения задавать вопросы«Какие вопросы тебе помогут узнать новое о предмете?»«Найди загаданное слово»«Найди причину события с помощью

Слайд 23Развитие умения задавать вопросы

Развитие умения задавать вопросы

Слайд 24Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений задавать вопросы

Слайд 25Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений задавать вопросы

Слайд 26Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений задавать вопросы

Слайд 27Развитие умений давать определения понятиям
Понятие- одна из форм логического мышления.
Понятие –

это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности, а также связи между ними.
Развитие умений давать определения понятиямПонятие- одна из форм логического мышления.Понятие – это мысль, отражающая в обобщенной форме

Слайд 28Развитие умений давать определения понятиям
Описание
Характеристика
Сравнение
Различение
Обобщение
Загадки как определение понятий
Кроссворды
Выявление причин и

следствий (пример)
Развитие умений давать определения понятиямОписаниеХарактеристикаСравнениеРазличениеОбобщениеЗагадки как определение понятий КроссвордыВыявление причин и следствий (пример)

Слайд 29Загадки, построенные на основе перечисления признаков объекта
Я - вода,
по воде плаваю.

(Льдина.) Русская
Загадки, построенные на основе сравнения одного объекта с другими объектами
Сижу на дереве,
Кругла, как шар,
Красна, как кровь,
Сладка, как мёд. (Вишня.) Русская
Загадки, построенные на основе использования метафор(ы) и(или) олицетворения
У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке. (Рыба.) Русская

Классификация загадок

Загадки, построенные на основе перечисления признаков объектаЯ - вода,по воде плаваю. (Льдина.) РусскаяЗагадки, построенные на основе сравнения

Слайд 30Классификация загадок
Загадки, построенные на основе описания условий происхождения, среды обитания, эксплуатации

объекта
В лесу родилась,
В воде живёт. (Лодка.) Удмуртская

Загадки, построенные на основе описания процесса
Что две недели зеленится,
Две недели колосится,
Две недели отцветает,
Две недели наливает,
Две недели подсыхает? (Рожь.) Русская
Классификация загадокЗагадки, построенные на основе описания условий происхождения, среды обитания, эксплуатации объектаВ лесу родилась,В воде живёт. (Лодка.)

Слайд 31Как придумать загадку?
1. Выбрать объект. Записать его признаки.

2. Подумать: какие объекты

могут иметь те же признаки, что и описываемый объект? Определить их.

3. Вставить слова-связки «как», «но не…», «а»

4. Прочитать загадку.

5. Оценить свою загадку.
Как придумать загадку?1. Выбрать объект. Записать его признаки.2. Подумать: какие объекты могут иметь те же признаки, что

Слайд 32Выявление причин и следствий
Смех, шутка
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Желтые листья,

осень, серое небо, холодные дожди.
Утро, солнце, пение птиц, радость.
Снег, мороз, зима, вьюга, лед.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
Рекорд, медаль, тренировки, победа.
Боль, падение, перелом ноги.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.

Причина: Следствие:
Выявление причин и следствийСмех, шуткаМокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.Утро, солнце,

Слайд 33Развитие умений давать определение понятиям

Развитие умений давать определение понятиям

Слайд 34Развитие умений давать определение понятиям

Развитие умений давать определение понятиям

Слайд 35 Развитие умений классифицировать
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию

на непересекающиеся классы.
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область.

Развитие умений классифицировать  Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы.

Слайд 36 Развитие умений классифицировать
Задание «Продолжи ряды»
Полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда….
Игрушки


Деревья –
Задание «Четвертый лишний»
Четыре карточки содержат изображения:
Яблока, груши, банана, помидора
Развитие умений классифицировать Задание «Продолжи ряды»Полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда….Игрушки – Деревья – Задание

Слайд 37 Развитие умений классифицировать

Развитие умений классифицировать

Слайд 38Развитие умений классифицировать

Развитие умений классифицировать

Слайд 39 Развитие умений наблюдать
Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся

в ясно осознаваемой практической, познавательной задаче, и отличает наблюдение от простого созерцания.
Наблюдательность – это сплав внимательности и мышления.

«Смотрим мы глазами, слушаем ушами,
а видим и слышим умом»
Развитие умений наблюдать Наблюдение – вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Эта целенаправленность, выражающаяся в ясно осознаваемой практической,

Слайд 40Развитие внимания и наблюдательности
Предметы для наблюдения

Развитие внимания и наблюдательностиПредметы для наблюдения

Слайд 41Развитие внимания и наблюдательности
Парные картинки, содержащие различия

Развитие внимания и наблюдательностиПарные картинки, содержащие различия

Слайд 42Развитие внимания и наблюдательности
Найдите ошибки художника

Развитие внимания и наблюдательностиНайдите ошибки художника

Слайд 43Развитие внимания и наблюдательности
Учимся наблюдать

Развитие внимания и наблюдательностиУчимся наблюдать

Слайд 44Развитие умений наблюдать

Развитие умений наблюдать

Слайд 45Развитие умений наблюдать

Развитие умений наблюдать

Слайд 46Развитие умений наблюдать

Развитие умений наблюдать

Слайд 47Развитие умений наблюдать

Найдите фотографии древних русских памятников зодчества. Рассмотрите их с

одноклассниками. Обратите внимание, какие места выбирали под строительство.
Какие вы знаете названия улиц в городах, связанные с ремеслами?

Развитие умений наблюдатьНайдите фотографии древних русских памятников зодчества. Рассмотрите их с одноклассниками. Обратите внимание, какие места выбирали

Слайд 48Рассмотрите насекомых и паукообразных и сравните их. Найдите и назовите существенные

признаки, отличающие их друг от друга. Рассматривая, обратите внимание на строение тела, наличие крыльев, на глаза и число ног.

Развитие умений наблюдать

Рассмотрите насекомых и паукообразных и сравните их. Найдите и назовите существенные признаки, отличающие их друг от друга.

Слайд 49Какой текст можно назвать текстом-описанием? Какие признаки лисы описываются? Выбери любое

животное (дикое или домашнее) и, не называя, опиши так, чтобы одноклассники могли его отгадать. (Русский яз. (Н. В. Нечаева, С.Г. Яковлева), 3 кл.)
Хочешь, начнем сразу с праздника? Возьмем и сбежим с урока в «Картинную галерею»! Кстати. А ты любишь туда ходить? Это очень легко проверить. Какие картины (а может быть, рисунки или изображения на папирусе, или страницы рукописной книги) тебе понравились и запомнились? Нет-нет! Стой за дверью музея, рассказывай по памяти!
Теперь можешь войти. Пройди сразу в тот зал, где находится картина Винсента Ван Гога «Дорога с кипарисами и звездой». Правда, необыкновенная? Тебе встречалась когда-нибудь такая манера письма? Как ты назовешь такой мазок, такое движение кисти? А почему художник так пишет: высказывай свои предположения, не стесняйся! (Литературное чтение, В. Ю. Свиридова, 3 кл.)

Развитие умений наблюдать

Какой текст можно назвать текстом-описанием? Какие признаки лисы описываются? Выбери любое животное (дикое или домашнее) и, не

Слайд 50Развитие умения экспериментировать
Эксперимент – важнейший из методов исследования, используется практически во

всех науках и от исследования неотделим.

Слово эксперимент переводится на русский как «проба», «опыт». Так называется метод познания, при помощи которого в строго контролируемых условиях исследуется явление природы или общества.

Эксперимент предполагает воздействие человека на объект, в отличие от наблюдения. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.

Развитие умения экспериментироватьЭксперимент – важнейший из методов исследования, используется практически во всех науках и от исследования неотделим.Слово

Слайд 51Мысленный эксперимент
Развитие умения экспериментировать

Мысленный экспериментРазвитие умения экспериментировать

Слайд 52Развитие умения экспериментировать
Эксперименты с реальными объектами

определяем плавучесть предметов
как вода исчезает
эксперимент

с магнитом и металлами
эксперимент по смешиванию красок
эксперимент с домашними животными
Развитие умения экспериментироватьЭксперименты с реальными объектамиопределяем плавучесть предметов как вода исчезаетэксперимент с магнитом и металламиэксперимент по смешиванию

Слайд 53Развитие умения экспериментировать

Развитие умения экспериментировать

Слайд 54Развитие умения экспериментировать

Развитие умения экспериментировать

Слайд 55Развитие умения экспериментировать
Литературное чтение, 3 кл., с.116
Хочешь оказаться «внутри» стихотворения? Для

этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт (точнее, его лирический герой), но и услышать те звуки, которые слышал он, ощутить прикосновения воздуха и запахи. Давай начнем со зрительных картинок-образов. Читай только те строчки, где признаки весны можно скорее увидеть, чем услышать или ощутить кожей (осязать), или воспринять носом (обонять). Постарайся не ошибаться!
Теперь выбираем только те строчки, в которых весну можно услышать. (…)

А теперь прочитай стихотворение выразительно, чтобы мы все ощутили радость весны с ее яркими красками, разнообразными звуками и особыми запахами.

Развитие умения экспериментироватьЛитературное чтение, 3 кл., с.116Хочешь оказаться «внутри» стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть

Слайд 56Развитие умения экспериментировать
72. 1. Прочитайте. Укажите время глаголов.
Темнеет день. Листья

желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры. Льют дожди. Улетают птицы. Наступает осень.
Заснул лес. Затрещал мороз. Побелело поле. Крестьяне закончили полевые работы.
А теперь прочитайте так, чтобы глаголы были в будущем простом времени. На какие вопросы отвечают глаголы в будущем простом времени?
Запишите те глаголы, в которых при образовании будущего простого времени появились приставки.

Развитие умения экспериментировать72.  1. Прочитайте. Укажите время глаголов.		Темнеет день. Листья желтеют. Вянут цветы. Дуют холодные ветры.

Слайд 57Развитие умения делать выводы и умозаключения
Индуктивные умозаключения- от знания о части

предметов к общему знанию обо всех предметах определенного класса.
Дедуктивные умозаключения- от знания общего к знаниям о частях.
Умозаключения по аналогии – базируются на умозаключениях.


Развитие умения делать выводы и умозаключенияИндуктивные умозаключения- от знания о части предметов к общему знанию обо всех

Слайд 58

Задания
«Скажи, на что похожи?»
«Назови как можно больше предметов»
«Как люди смотрят на мир?»
 

Развитие умения делать выводы и умозаключения


Слайд 5997. 1. Спишите.
1. Ручей выбегал из леса на полянку. Ручей

выбегал из глухого леса на полянку. 2. Небо покрылось тучами. Небо покрылось чёрными тучами. 3. Я нашёл гриб. Я нашёл большой белый гриб. 4. Корабли исчезли в тумане. Корабли исчезли в густом тумане.
Сравните предложения. Чем они отличаются? Влияет ли это отличие на связь между выделенными словами?

106. 2. Когда мы говорим: «Смотрю, хожу, принесу, зажгу», ясно ли, кто совершает действие и когда оно происходит? А когда мы говорим: «Смотреть, ходить, принести, зажечь»,ясно ли, кто действует и когда?
3. Попробуйте сделать вывод, какая же форма глагола называется неопределенной?

Развитие умения делать выводы и умозаключения

97.  1.  Спишите.1.	Ручей выбегал из леса на полянку. Ручей выбегал из глухого леса на полянку.

Слайд 60Литературное чт., 3 кл., с.110.
Сравни начальные строки в первом и втором

стихотворениях. Ты сразу видишь образы, созданные поэтами? Можно ли сказать, что оба поэта «берут быка за рога»? Попробуй в строчке «Уродливый ворон - » вместо знака тире поставить восклицательный знак: что-нибудь изменилось? Чем похоже построение этих стихотворении?

Окружающий мир, 3 кл., .178.
Сравните растительность степи, луга и тундры.

Развитие умения делать выводы и умозаключения

Литературное чт., 3 кл., с.110.Сравни начальные строки в первом и втором стихотворениях. Ты сразу видишь образы, созданные

Слайд 61Развитие умения создавать тексты
Методика работы с ГОТОВЫМ текстом
Первый этап – беглый

обзор текста, его общий просмотр.
Второй этап – «задать себе вопросы по поводу текста»
Третий этап – чтение.
Четвертый этап – «выделить главное и второстепенное»
Пятый этап – «резюме»
Развитие умения создавать текстыМетодика работы с ГОТОВЫМ текстомПервый этап – беглый обзор текста, его общий просмотр.Второй этап

Слайд 62Умение выделить главную мысль

Умение выделить главную мысль

Слайд 63«Рассеянный автор»
«Здравствуй, Ольга! Он летчик и часто летает в

Москву. Посылаю тебе свою фотографию. Вчера к нам приехал мой старший брат Ян. Напиши, как ты учишься. С приветом, Власта. Я тебе давно не писала. Я была больна.»
«Рассеянный автор»  «Здравствуй, Ольга! Он летчик и часто летает в Москву. Посылаю тебе свою фотографию. Вчера

Слайд 64Развитие умения структурирования материала

Развитие умения структурирования материала

Слайд 65Развитие умения структурирования материала

Развитие умения структурирования материала

Слайд 66Развитие умения доказывать и защищать свои идеи

Развитие умения доказывать и защищать свои идеи

Слайд 67Развитие умения доказывать и защищать свои идеи

Развитие умения доказывать и защищать свои идеи

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть