Слайд 2Введение.
1. Слово «колобок» в различных словарях.
1. 1.Толкование слова.
2. Суть сказки
«Колобок»
3.Поиск рецепта приготовления колобка.
Заключение.
Приложение.
Слайд 3Цель моей работы: провести исследование знакомый с детства сказки «Колобок».
Задачи:
1. Изучить толкование и происхождение слова «колобок».
3. Изучить смысл сказки «Колобок»
Объект исследования: сказка и, конечно же, слово «колобок».
Гипотеза: наше изучение поможет правильному пониманию прочитанного текста, а значит, лучшему пониманию сказки
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
3. Посещение библиотек
Слайд 41. Что означает слово «колобок»? И в чём секрет популярности этой
русской народной сказки не только у русских, но и у детей других народностей?
Слайд 6Слово «Колобок» возникло от слова «колоб» - круглый хлебец -
это чисто русское хлебное изделие, возникновение которого было случайным. Дело в том, что колобки пекли не всегда, а лишь при отсутствии обычных припасов для хлеба в их обычном количестве. На колобок шли остатки разной муки — все, что было в доме, и все поскребки квашни, которые обычно не изымались, а оставлялись на закваску.
Слайд 7 Толкование мало употребляемых слов из сказки «Колобок»
Амбар-строение для хранения зерна, муки,
припасов…
Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки и носки чего-нибудь…
Поскрести – поскоблить остатки …
Сусек – закром.
Пригоршня – ладони (ладонь), сложенные горстью; количество чего-либо, вмещающееся в ладони, сложенные таким образом.
Лавка – скамья для сидения или лежания, обычно прикреплённая к стене.
Пряжить (в сказке – «пряжон») – жарить в масле.
Студить (в сказке – «стужон») – делать холоднее, охлаждать.
Слайд 8В чём суть сказки «Колобка»
Основной смысл этой сказки прост, хотя и может
быть выражен по-разному. Например, «Если тебе повезло четыре раза, не факт, что повезет в пятый», «Не будь излишне самонадеянным», «Не ведись на лесть», «От судьбы не убежишь», «Коль ты еда – тебя съедят» и т.д. Сверху – простая и круглая, как главный герой, мысль. А в глубине?
Слайд 9Дед, бабка умеют творить, их творение «колобок». Бабка положила колобка на
окно, их небрежение приводит к тому, что он покатился вниз, в лес. Лес темный, там живут звери.
Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок! Я тебя съем!
Слайд 10- Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я
тебе песенку спою.
Заяц-это страх. Заяц уши поднял, а колобок запел:
- Я колобок, колобок!
По амбару метён,
По сусечкам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён,
На окошке стужён.
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
От тебя, зайца, не хитро уйти!
Слайд 11Песня колобка только о себе, а о дедушке и о бабушке
мало говорит.
На его пути встречается волк. Волк-это агрессия, медведь-сила, а лиса-лесть.
Заяц, волк и медведь, почему не съели колобка, может быть песня понравилась, а может быть от того, что колобок маленький, не наешься.
А вот лиса не говорит «Я тебя съем!» Она льстит, какой он румяный.
Славная песенка! - сказала лиса. - Да то беда, голубчик, что я стара стала - плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.
Слайд 17Рецепт приготовления «Колобка»:
Муки насыпать 2 горсти,
Дрожжей ты ложку
положи,
Яйцо разбей же поскорей,
Сметаны в тесто ты налей,
Про сахар, соль не позабудь,
На сковородку масло лей
И колобки ты жарь быстрей!
А на окошко положи
Всего минуточки на три…
Слайд 18Заключение
Выставка рисунков.
Ребята совместно с родителями подготовили к выставке рисунки «Колобка»
(приложение)
Вывод.
На все поставленные вопросы перед исследовательской работой мы смогли найти ответ:
- Смысл сказки колобок;
- С помощью словаря узнали точное значение малопонятных нам до этого слов; - С помощью интернет-ресурсов мы восстановили рецепт «Колобка» и попробовали его испечь дома с родителями.
Готовить «колобки» нам понравилось - это не сложно и очень вкусно
Слайд 19Используемые источники
1.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4.М., 1978-1980.
2. Ожегов С.
И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1973 г. – 939 с.
3. Хрестоматия по детской литературе: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. Учеб. Заведений / Сост. И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А.Николаева.-2-е изд., стереотип. М., 2000.
4. Даль В.И. Русские сказки. Спб, 1832.