Презентация, доклад на тему Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС

Содержание

Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации ФГОСИз …всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умения ясно, понятно, красиво

Слайд 1Сысуева Ирина Николаевна



учитель начальных классов
стаж работы 22 года

первая категория

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Роговская средняя образовательная школа

Сысуева Ирина Николаевна   учитель начальных классовстаж работы 22 года

Слайд 2Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на

уроках русского языка в условиях реализации ФГОС



Из …всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умения ясно, понятно, красиво говорить на своем языке»
В.И.Чернышёв

Использование современных образовательных технологий в развитии речи учащихся начальной школы на уроках русского языка в условиях реализации

Слайд 3Актуальность
Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей

важность повышения речевой грамотности и речевой культуры учащихся начальных классов. Проблему исследования определяет противоречие между требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем развития речи младших школьников.
В связи с утверждением и введением в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г.
Я определила приоритетной задачей в обучении русскому языку - развитие речи учащихся.
Актуальность   Актуальность темы исследования определяется социальной значимостью проблематики, обусловливающей важность повышения речевой грамотности и речевой

Слайд 4Цель: Совершенствовать методы и технологии, позволяющие

наиболее эффективно развивать речевую деятельность
в условиях образовательного пространства.

Задачи:
Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся речевой деятельности;
Повысить интерес к русскому языку и литературе и развивать мотивацию учебной деятельности;
Повысить результативность обучения
Включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу, создание презентаций;
Активизировать творческую деятельность - - желание участвовать в различных творческих конкурсах.

Цель:   Совершенствовать методы и технологии, позволяющие     наиболее эффективно развивать речевую деятельность

Слайд 5Основные принципы
ссылка

Основные принципыссылка

Слайд 7Таким образом, для современного этапа развития школьного образования
характерен переход от экстенсивного

обучения к интенсивному. Актуальными
становятся проблемы развития интуитивного, образного мышления, коммуникации, а
также способности мыслить творчески. В практике обучения русскому языку в
настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал
уроков речевого развития.
Большое внимание следует уделить развитию коммуникативной компетенции
школьников, поскольку она не только вооружает школьников новым средством
общения и идеализации опыта, но и обуславливает перевод психических процессов на
более высокий уровень функционирования – осознанности и произвольности.
Признание того факта, что речь является своеобразной деятельностью человека,
и научный анализ соответствующего понятия положили начало новому подходу к
работе по развитию речи – с позиций теории речевой деятельности. Вследствие этого
целью обучения, традиционно именуемого развитием речи, стало совершенствование
у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения.
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение
правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека
думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет
использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней
культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он
умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для
этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое
условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и
грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать
собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной
форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,
соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому.
Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся
считаю развитие речевой деятельности.
Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Таким образом, для современного этапа развития школьного образованияхарактерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальнымистановятся проблемы развития

Слайд 8Ведущая педагогическая идея
Практическая направленность каждого урока является важным условием обучения
русскому

языку. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрыть собственное «Я» учащегося. Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения.
Личная концепция
проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета
личностных особенностей учащихся;
проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального
выбора типа, вида задания, формы его выполнения;
создание ситуации успеха.
Ведущая педагогическая идеяПрактическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку. Уроки должны быть организованы так,

Слайд 9Основное содержание исследования
Объект исследования – образовательный процесс на уроках русского языка

в начальных классах.
Предмет исследования речевая деятельность школьников на уроке

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения развитие речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Обучение этому виду речевой деятельности в традиционной начальной школе строится таким образом, будто в ней самое главное – это умение выводить буквы и не делать ошибок в словах и предложениях, а не умение создавать семантически самостоятельные высказывания.
Основное содержание исследованияОбъект исследования – образовательный процесс на уроках русского языка в начальных классах.Предмет исследования речевая деятельность

Слайд 10АУДИРОВАНИЕ

АУДИРОВАНИЕ

Слайд 11 ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ РАБОТЫ ПО

РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ссылка

ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИссылка

Слайд 13
ссылка

ссылка

Слайд 15Виды словарной работы

Виды словарной работы

Слайд 16Игровые упражнения

Игровые упражнения

Слайд 17

2 блок. Текст – основная дидактическая единица
Использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения. На уроке использую множество разнообразных текстов, как основные дидактические единицы. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Стараюсь не только познакомить ученика с яркими текстами, но и учу понимать их, видеть и слышать изображенное в них, запоминать непроизвольно образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, а затем использовать элементы, фразы из них в своей речи. Использование текста при изучении лексики, морфологии, синтаксиса позволяет создавать условия для интеграции курса русского языка для усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, для повышения их творческой активности. Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний, синтаксических конструкций. Знакомятся с типами текста: повествование, описание, рассуждение.








Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
комплексная работа с текстом; тематические (речевые) уроки; «самодиктанты»; редактирование текста;
различные виды диктантов; интеллектуально-лингвистические упражнения; работа с текстами-миниатюрами;
сравнение 2-х текстов; коммуникативные и игровые ситуации.
Примерный план анализа текста любого типа речи: выразительное чтение текста, словарная работа, тема текста,
идея текста, тип текста, стиль текста, выразительные средства речи и их роль. Развитию творческих способностей
содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы
получилась метафора.
5. «Лингвист». Исследуйте текст.


Слайд 18Работа с текстом

Работа с текстом

Слайд 19 3 блок.

Развитие речи в работе по написанию изложений и сочинений.

Формирование речевых умений происходит и в процессе обучения младших школьников написанию изложений.
Работа с текстом-образцом помогает учащимся осознавать особенности построения текста и способствует развитию
умения строить связные тексты. В учебниках много упражнений, предлагающих создание собственных
речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и письменную речь учащихся.
Начинаю работу над изложениями с устного, а затем письменного пересказа простых по сюжету рассказов,
постепенно переходя к сжатым и творческим изложениям.
Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам
языка. Высоко художественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные
детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают
её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. В начальных классах дети пишут
изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и грамматическими
заданиями. Они бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первого
класса до часовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе.
Сочинение представляет собой один из наиболее сложных видов работы. Сочинение – это творческая работа,
оно требует самостоятельной мысли ребенка, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в
составляемый текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции, отбор
материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий
требует от ребёнка высокого напряжения всех его творческих сил. Сочинение при правильной постановке дела
является эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и
оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
Учащиеся овладевают знаниями и умениями, последовательно продвигаясь от простейших знаний к более
сложным, устанавливая связи между ними. Именно осознание связей и зависимости между фактами, событиями,
явлениями развивает мышление человека. В педагогическом процессе успех может быть обеспечен лишь
тогда, когда любое упражнение, каждое новое умение представляют собой необходимое звено в общей системе знаний.
Понимая цель и смысл каждого сочинения, учитель создаёт систему в работе над сочинениями, охватывающую
значительные отрезки времени.
3 блок. Развитие речи в работе по написанию

Слайд 21

4 блок. Творческая, проектная деятельность учащихся
Творчество не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений. Способность и готовность к творчеству становятся
чертой личности человека, креативностью (от латинского – «со-творение»). Поэтому в деле воспитания,
образования понятие «творчество» обычно связывают с понятиями «способности», «развитие», «одаренность».
В творчестве осуществляется самоуважение, самораскрытие личности ребенка (или взрослого человека), акт не всегда
вполне сознаваемый, но всегда характеризующийся высоким накалом положительных эмоций, подъемом
нравственных и физических сил, мобилизацией всех необходимых знаний, усвоенных ранее, стремлением отдать любимому делу самое ценное, на что он способен, – даже тогда, когда самому автору мнится, будто он действует только для себя.
Творчество можно разделить на несколько уровней – этапов.
1. Подготовительный – (элементы творчества в обычной исполнительской
деятельности, например, игры) проходит чаще всего в 1 - 2–х классах.
2. Исследовательский (творчество в изучении языка, например, составление
словарей) проходит во 2 - 3-х классах.
3. Самовыражение через различные виды деятельности (например, написание
сочинений) -3-4-й класс.
Творческое развитие доступно каждому ребенку. Каковы же условия? Свободная атмосфера в школе и в классе, без авторитарности. Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя, помощь, по возможности неявная, наводящая.
Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение субъективно-творческих задач при изучении различных тем. Внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его
способностям. Атмосфера общей культуры в школе. Учитель может достичь желаемого результата лишь в том случае,
если он сам как личность не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.
Творческие задания стараюсь давать систематически, т. к. нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу,
а потом все взять и бросить. Сначала даю задания на сугубо добровольных началах. После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу можно заслужить, начинают в работу втягиваться все. В тоже время необходимо
помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьет интерес к ним. Значит, к количеству и объему работ надо
подходить очень продуманно.
Привить интерес к школьному курсу «Русский язык», раскрыть секреты его «оживления», ввести детей в мир науки
о языке, ощутить его как стройную, гармоничную систему, приобщить ребят к искусству слова, помочь им понять и
почувствовать эстетическую ценность русского языка – вот главные задачи и вопросы, которые встают перед учителем.
Результатом такой работы стало «Словарь- помощник», творческого проекта учащихся «Осень», презентации к урокам
русского языка.



Слайд 22Проекты
Проект «Месяцы зимы»
Познавательно – творческий

проект
Осень золото роняет

2013 - 2015

Проект « Осень золото роняет»

ПроектыПроект «Месяцы зимы»Познавательно – творческий          проект

Слайд 23
Многие исследования и опыт применения педагогической диагностики

показали, что именно чтение и письмо
как два наиболее совершенных вида речи мыслительной деятельности обладают естественными признаками, поддающимися объективному измерению.
В ходе проводимого исследования создана система контроля над уровнем развития речевой деятельности младших школьников, разработаны критерии оценки уровней сформированности речевой деятельности, разработаны тесты по всем основным темам программы. Критерии и показатель уровня развития речи, по котором проводилось
диагностической обследование представлено в приложении 1,2,3,4 по каждому ученику.
Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности стала иметь чрезвычайно важное значение.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. В процессе деятельности выясняются следующие вопросы:
- достигается ли цель образовательного процесса;
- существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих исследований;
- существуют ли предпосылки для совершенствования деятельности педагога;
- соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям учащегося.
Мониторинг включает в себя следующие этапы деятельности:
1) оценивание выполненных работ;
2) анализ полученных результатов, определение проблемных зон у учащихся,
отслеживание рейтинга каждого ребенка и класса в целом;
3) принятие управленческих решений, работа в проблемных зонах.
 
Мониторинг предполагает проведение входного, промежуточного и итогового срезов и анализа их результатов. По итогам работы определяется рейтинг каждого ученика и класса в целом.

Опираясь на технологию мониторинга, я попытаюсь раскрыть свою деятельность по развитию речи на уроках родного русского языка.
 
Оценивание проводила по следующим критериям:

Педагогический мониторинг

ссылка

Многие исследования и опыт применения педагогической диагностики показали, что именно чтение и письмо как

Слайд 24Критерии оценивания диагностической работы по развитию речи

Критерии оценивания диагностической работы по развитию речи

Слайд 25
ссылка
Результативность исследования

ссылкаРезультативность исследования

Слайд 28 Рейтинг по классам

Рейтинг по классам

Слайд 31 Перспективы дальнейшего развития деятельности.
1. Возможность дальнейшего развития деятельности: обобщение

опыта и обсуждение
перспективы внедрения системы работы над развитием речевой деятельности в
преподавание русского языка.
2. Создание методических разработок уроков, запись на диски с целью распространения
среди учителей.
3. Написание статей по обобщению опыта преподавания русского языка для методических
журналов, размещение статей в сети Интернет.
Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии речевой
деятельности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои
знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к
проведению уроков русского языка.
 
Перспективы дальнейшего развития деятельности.1. Возможность дальнейшего развития деятельности: обобщение опыта и обсуждениеперспективы внедрения системы работы

Слайд 321.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010.

– 224 с., илл.
2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.
3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 2007. – № 1. – С. 29 – 31.
4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.
5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.
6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С. 32 – 35.
7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 2008. – 184с.
8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2006. – 240 с. Илл.
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Москва «Просвещение» 2010.
 

Список литературы

1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 224 с., илл.2.Есенина С.А. Как

Слайд 33
Благодарю за внимание!
« Нет ничего нового под солнцем,

но есть кое – что старое,
чего мы не знаем»
Лоренс Питер педагог
Благодарю за внимание!« Нет ничего нового под солнцем,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть