Слайд 1Использование сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ДЦП.
Сенюшкович Татьяна
Ярославовна,
учитель-логопед МБДОУ детского сада №18 г.Иркутска
Слайд 2Интерес детей дошкольного возраста к сказкам общеизвестен. Простые сюжеты, повторы событий
и слов производят интерес у всех детей. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько значимы, что позволяют предлагать «сказочные» занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.
Слайд 3Мотивационная сфера:
В работе с детьми с ДЦП коррекционное воздействие строится в
сочетании традиционных методов с нетрадиционными, одним из которых является сказкотерапия. Мы с ребятишками создаём собственные книжки по поставленным сказкам,- для нас это и является неотъемлемой мотивационной частью в процессе коррекции речи с помощью сказкотерапии.
Слайд 4Этапы коррекции речи с помощью сказкотерапии:
1 этап. Формирование предпосылок к восприятию
сказки. Показ и обыгрывание коротких сюжетов с речевым сопровождением.
2 этап. Обучение восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочерёдным появлением персонажей. Показ театрализованной сказки с использованием различных видов кукольного театра.
Слайд 53 этап. Обучение запоминанию
сюжета сказки.
Показ-рассказ сказки с использованием
плоскостных,
предметных изображений
на
фланелеграфе.
4 этап. Обучение слушанию и пониманию текста сказки. Чтение сказки с показом иллюстраций, театрализация элементов
сказки.
Слайд 6
5 этап. Драматизация сказок совместно с учителем - логопедом. Постепенное включение
детей в драматизацию со сменой ролей.
Слайд 7Анализ опыта работы показал, что сказки В.Сутеева зарекомендовали себя как доступные
для восприятия дошкольниками с ДЦП и их
перевоплощения в образ героя.
Коррекционная работа проводится по программе И.А. Смирновой и Л.Б. Баряевой. Одна из главных задач для педагога - сформировать интерес у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата к театрализованной игре и, прежде всего, к процессу и результату игровой деятельности.
Слайд 8Форма проведения театральных игр может быть подвижной, меняться в зависимости от
поставленных задач. Игры целесообразно проводить небольшими группами и индивидуально. В игре необходимо дать возможность ребёнку потрогать,
ощупать, близко
рассмотреть
кукол и костюмы.
Слайд 9На этапе, когда дети начнут проявлять интерес к игре, продолжаем учить:
подражать действиям взрослого уже с театральными куклами, плоскостными и объёмными изображениями, с помощью движений, мимики, голоса создать ту
или иную роль.
Слайд 10Учитывая, что у большинства детей дошкольного возраста с ДЦП имеются выраженные
нарушения двигательных функций, используем приём совместных действий. С помощью этого приёма ребёнку даётся возможность почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его,
Создать кинестетический
образ,
сосредоточить на
нём
свое внимание.
Слайд 11Во время проведения театральных игр с детьми с ДЦП, имеющими постуральные
(двигательные) расстройства, могут быть использованы ортезы-сидения и ортезы-вертикализаторы, которые используются в современном протезировании и позволяют детям с помощью взрослых участвовать в доступных для них
театральных
действиях.
Слайд 12Полученный детьми опыт и накопленный в ходе занятий достаточный словарный запас
обеспечивают понимание ими содержания сказок, стихотворений, а в дальнейшем и арифметических задач, временных и пространственных представлений, позволяют проявлять себя в последующей самостоятельной театрализованной игре.
Слайд 13Применяемые нами приёмы сказкотерапии позволяют детям с нарушением опорно-двигательного аппарата получать
информацию: об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учат жить и общаться в этом мире, строить свои отношения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок становится активной личностью, многие психические функции развиваются и совершенствуются, сказка и ее герои стимулируют развитие речи.
Слайд 14Сказкотерапия является сильным коррекционным средством для любого ребёнка дошкольного возраста. Во
время использования игрового сказочного сюжета проблемы развития ребенка с ДЦП сглаживаются, происходит позитивное воздействие на личность в целом, он чувствует себя раскованно, свободно, естественно, начинает доверять специалисту. В этот момент плавно запускается процесс компенсации речевых и психических
функций.