Слайд 1
Использование различных приемов
современных технологий обучения
в начальной школе.
Дзедзь Любовь
Николаевна
МОБУ СШ «Центр образования»
г.Волгодонска,
учитель начальных классов,
1 квал. категории
Слайд 2
Образовательная технология – это система совместной деятельности учителя и учащихся по
планированию,организации,ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результатапри обеспечении комфортных условий участникам.(Т.И.Шамова, Т.М.Давыдееко)
Педагогическая технология – это
содержательная техника реализации
учебного поцесса. (В.П.Беспалько)
Слайд 3Особенностям новых стандартов отвечают следующие образовательные технологии:
Технология развития критического мышления
Проектная технология
Здоровьесберегающие
технологии
Технология игровых методов обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Проблемное обучение
Коммуникативные технологии
Слайд 4Технология развития критического мышления
Технология развития критического мышления
Развивает коммуникативные компетентности, умение находить
и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
Слайд 5Одна из основных целей данной
технологии – научить ребенка самостоятельно мыслить и
передавать информацию, чтобы другие узнали, что нового он открыл для себя.
Слайд 6Технология развития критического мышления дает ученику:
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение
интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
Слайд 7Технология развития критического мышления дает учителю:
направляет усилия учеников в определенное русло;
сталкивает различные суждения;
создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Слайд 8Существует множество приёмов ТРКМ:
Дерево предсказаний
Таблица ЗУХ
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет»
«Толстый и
тонкий вопросы»
Кластеры
Таблица «Плюс-минус-интересно»
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
«Шесть шляп мышления»
Синквейн
Приём «РАФТ»
Слайд 9Приём «Кластер»
Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на
всех стадиях.
Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры
Слайд 12Приём «Синквейн» - творческая форма рефлексии
Синквейн – это стихотворение, которое требует
синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 14Проектная технология
это одна из личностно-ориентированных
технологий, способ организации
самостоятельной деятельности
учащихся, направленный на решение
задач
учебного проекта, интегрирующий
в себе проблемный подход, групповые
методы, рефлексивные,
исследовательские, поисковые и прочие
методики.
Слайд 15 Учебный проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат деятельности- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей .
Слайд 16 Основной целью проектного метода в начальной школе является развитие
свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности
Слайд 19Вывод:
Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их
к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста: от проекта к проекту
Слайд 20
Технология игровых методов обучения
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы
игр:
Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
Познавательные, воспитательные, развивающие.
Репродуктивные, продуктивные, творческие.
Коммуникативные, диагностические и другие
Слайд 22Коммуникативные технологии
работа в группах
работа в парах сменного состава
работа в парах постоянного
состава
Слайд 23Здоровьесберегающие технологии
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 24Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми
учить их ощущать радость от каждого прожитого дня показывать им, что жизнь - это прекрасно вызывать у них позитивную самооценку
Слайд 25Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:
Принципы учет возрастно-половых особенностей;
учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения; структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся; использование здоровьесберегающих действий .
Слайд 26Оздоровительные моменты на уроке:
*Гимнастика для глаз
*Пальчиковая гимнастика *Физкультурные минутки
*Дыхательная гимнастика
*Точечный массаж Релаксация
Слайд 27Пальчиковая гимнастика
«Рука является вышедшим наружу мозгом» И.Кант
Задачи: -стимуляция развития
речи
-профилактика нарушений зрения
-расширить пространственную активность глаз
Слайд 28Физкультурные минутки
помогают:
Снятию усталости, напряжения; Ослабить утомление на уроке; Проводить
профилактику нарушения осанки;
Поддержанию работоспособности, активного внимания;
Слайд 30Экологическое пространство
Проветривание помещений
Озеленение кабинета
Освещение кабинета
Слайд 31Прогулки, экскурсии, походы, подвижные игры на свежем воздухе
Слайд 32Прием «Рефлексия»
В переводе с латинского – «обращение назад».
● Словарь иностранных
слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
● Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).
● В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Слайд 33«Рефлексия»
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с
целью установления эмоционального контакта с классом и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.
Слайд 34«Острова»
Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в
конце урока:
остров «Удовлетворения»,
остров «Грусти»,
остров «Знаний»,
остров «Радости».
Слайд 36Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения:
- каша в голове
- ни
в зуб ногой
- светлая голова
Слайд 37«Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый
или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).