Презентация, доклад на тему Использование приёмов РКЧМ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Содержание

Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его использовать”. Рене

Слайд 1Использование приёмов РКЧМ на уроках в начальной школе в условиях реализации

ФГОС

Выполнили учителя
МАОУ СШ № 27
Яриш Л.А.
Использование приёмов РКЧМ на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОСВыполнили учителяМАОУ СШ № 27Яриш Л.А.

Слайд 2
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!
“Недостаточно иметь

хороший ум, главное – правильно его использовать”.
Рене Декарт
Там, где думают одинаково – никто не думает слишком много!“Недостаточно иметь хороший ум, главное – правильно его

Слайд 3
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности

человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия,
объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Основными целями технологии РКМЧП являются:
формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность;
развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия,

Слайд 4Начиная работать по технологии РКМ, учитель должен чётко представлять себе и

соблюдать следующие условия:

положительное внимание к ученикам (уточнять, а не критиковать, выслушивать
до конца, не прерывать)

быть терпимыми к неопределённости

понимание того, что существует определённый риск, т.к используются другие формы работы, меняются роли

Начиная работать по технологии РКМ, учитель должен чётко представлять себе и соблюдать следующие условия:положительное внимание к ученикам

Слайд 5Технологический алгоритм урока

Технологический алгоритм урока

Слайд 6Соответствие методических приемов РКТ технологическим фазам урока

Соответствие методических приемов РКТ технологическим фазам урока

Слайд 8Кластеры (автор Гудлат)

Кластеры выделение смысловых единиц текста и графическое

оформление в определенном порядке в виде грозди. Грозди –
графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном
порядке. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё
фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные.







Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Например, при изучении темы «Природные зоны» просим учащихся предположить, по каким направлениям мы будем изучать зоны (эти направления могут быть предложены и учителем).
Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.  
Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).
Кластеры (автор Гудлат) Кластеры выделение смысловых единиц текста и графическое   оформление в определенном порядке в

Слайд 9 "Таблицы"   Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются

таблицы. Существуют разные табличные формы: это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Слайд 10"Таблица-ЗХУ"  
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме

материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица "знаю - хочу знать - узнал", которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл
Дети с помощью этой таблицы собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные.

Слайд 11"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
 Этот прием может

быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, по теме «Глаз", 3 класс могут быть предложены следующие высказывания:







Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Слайд 12Синквейн.
Синквейн - это способ творческой рефлексии в стихотворной форме,
который позволяет

в художественной форме оценить изученное понятие,
процесс или явление.

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - рефлексия. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку; сонет. К таким формам относится синквейн.
Слово синквейн происходит от французского " пять".
Синквейн-стихотворение, по форме напоминающее бриллиант, строится по правилам из пяти строк:
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова либо словосочетание, которое повторяет суть темы.

Синквейн.Синквейн - это способ творческой рефлексии в стихотворной форме, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие,

Слайд 13

Синквейн.

________.
Преданная, взаимная.
Помогает, уважает, ценит.
Бескорыстные взаимоотношения между людьми.
Привязанность.

Синквейн. ________.Преданная, взаимная.Помогает, уважает,

Слайд 14Ключевые слова"
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими

методами, в том числе и хорошо известными, "например, "ключевые слова", при чем это могут быть не только слова, но и словосочетания, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ПО ТЕМЕ «СЛОНЫ», ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ:
Млекопитающие
25-37 млн. лет
«облегченный стройматериал»
мускульные связки
большие уши
не больше 40 лет

Ключевые слова

Слайд 15Инсерт (авторы Воган и Эстес)

    Инсерт, или условные значки. Цель -

оптимизация проработки текста с использованием знаковой системы. Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
" V " - уже знал     " + " - новое     " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы
после прочтения текста, заполнить таблицу "Инсерт", где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

  




 Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.
Применение этого приёма способствует развитию систематичности мышления, развитию умения классифицировать поступающую информацию и развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Инсерт (авторы Воган и Эстес)    Инсерт, или условные значки. Цель - оптимизация проработки текста с использованием знаковой

Слайд 16"Обучение сообща"     или "обучение в
сотрудничестве" заключается в

организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
  

Работа в группах


Слайд 17В берёзовой роще

В берёзовой роще

Слайд 18 Верю Не верю
1. Колокольчик растет в
берёзовой роще.
2.

Иволга – это насекомое.
3. В берёзовой роще мало
света.
4. Вороны питаются лягуш-
ками.
5. Крот – слепой.
Верю	  Не верю1. Колокольчик растет в берёзовой роще.2. Иволга – это насекомое.3. В берёзовой

Слайд 19СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: «ЕСЛИ…, ТО…»
Если колокольчик растёт в берёзовой роще, то там

светло.
Если иволга – насекомое, то ей питаются птицы.
Если крот слепой, то он живёт под землёй.
СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: «ЕСЛИ…, ТО…»Если колокольчик растёт в берёзовой роще, то там светло.Если иволга – насекомое, то ей

Слайд 20ДЕЛАЕМ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ В ТЕКСТЕ:
«V» – уже знал эти сведения;
«+»

- новая для вас информация;
«-» – думали иначе, по-другому;
«?» - это вы не поняли, возник вопрос.

ДЕЛАЕМ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ В ТЕКСТЕ:«V» – уже знал эти сведения;«+» - новая для вас информация;«-» –

Слайд 21крот
иволга

кротиволга

Слайд 22СИНКВЕЙН
Что?
Какое?
Что делает?
Отношение к теме.
Суть темы.

СИНКВЕЙНЧто?Какое?Что делает?Отношение к теме.Суть темы.

Слайд 23В ельнике

В ельнике

Слайд 24Проверка знаний
Ответить да или нет
1. В берёзовой роще светло.
2. Берёза

- теплолюбивое растение.
3. Иволга - певчая птица.
4. Иволга приносит лесу большой вред.
5. Крот не приспособлен к жизни в земле
и рытью нор.
6. Иван-да-марья - куст.
7. Иван-да-марья растёт в берёзовой роще.
8. Купальница растёт только в сухих местах.
9. В берёзовой роще растут только берёзы.

нет

да

да

нет

нет

нет

нет

да

нет

Проверка знаний Ответить да или нет1. В берёзовой роще светло.2. Берёза - теплолюбивое растение.3. Иволга - певчая

Слайд 25 Знаем Не знаем
Белка Зверь, питается грибами и

орехами,
не живёт в берёзовой роще В каком лесу?
и на опушке леса.
Клёст Птица, питается семенами ели,
не живёт в берёзовой роще, В каком лесу?
прилетает зимой,
выводит птенцов зимой.
Лиственница Хвойное дерево,
сбрасывает на зиму иголки. В каком лесу?
Муравьи Насекомые. Где строят дом.
Кислица Что такое?
Где растёт?

Знаем				   Не знаемБелка   	Зверь, питается грибами и орехами,	 	не живёт в берёзовой роще

Слайд 26
ельник
особенности жизни животных и растений
растительный мир
животный мир
грибы

ельникособенности жизни животных и растенийрастительный мирживотный миргрибы

Слайд 27ДЕЛАЕМ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ В ТЕКСТЕ:
«V» – уже знал эти сведения;
«+»

- новая для вас информация;
«-» – думали иначе, по-другому;
«?» - это вы не поняли, возник вопрос.

ДЕЛАЕМ ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ В ТЕКСТЕ:«V» – уже знал эти сведения;«+» - новая для вас информация;«-» –

Слайд 28
ельник
темно
особенности жизни растений и животных
растительный мир
животный мир
прохладно
грибы
кислица
лиственница
ели
белка
клёст
муравьи
ёж

ельниктемноособенности жизни растений и животныхрастительный мирживотный мирпрохладногрибыкислицалиственницаелибелкаклёстмуравьиёж

Слайд 29ель
лиственница

ельлиственница

Слайд 30кислица
клёст

кислицаклёст

Слайд 31СИНКВЕЙН
Что?
Какое?
Что делает?
Отношение к теме.
Суть темы.

СИНКВЕЙНЧто?Какое?Что делает?Отношение к теме.Суть темы.

Слайд 32
Успехов в Ваших начинаниях !

Успехов в Ваших начинаниях !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть