Презентация, доклад на тему Использование приемов ТРИЗ в начальной школе

Содержание

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышлениеТРИЗ

Слайд 1Использование технологии ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности для развития УУД

учащихся начальной школы

О.Н.Шишалова
учитель начальных классов
МБОУ « Савинская школа № 1»

Использование технологии ТРИЗ в урочной и внеурочной деятельности для развития УУД учащихся начальной школыО.Н.Шишаловаучитель начальных классовМБОУ «

Слайд 2У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок

осваивают новые знания, развивают речь и мышление

ТРИЗ

У педагога, использующего ТРИЗ, дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и

Слайд 3«Не мыслям надо учить, а мыслить». И. Кант.
Наиболее четко

и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления.
«Не мыслям надо учить, а мыслить».  И. Кант. Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI

Слайд 4В основе ТРИЗ педагогики лежат:
1) методики и технологии, способствующие развитию творческого

воображения (РТВ);
2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);
3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).
В основе ТРИЗ педагогики лежат:1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);2) методология решения проблем, основанная

Слайд 5Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить

следующие педагогические задачи:
1.воспитательные
2.образовательные
3.развивающие
Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:1.воспитательные2.образовательные3.развивающие

Слайд 6Задачи:
1. Изучение основных понятий ТРИЗ.
2. Развитие образного системного диалектического мышления.
3. Выработка

навыков решения творческих задач с помощью ТРИЗ технологии.
4. Развитие творческих способностей (беглость, гибкость, оригинальность мышления).


Задачи: 1. Изучение основных понятий ТРИЗ.2. Развитие образного системного диалектического мышления.3. Выработка навыков решения творческих задач с

Слайд 7Прогнозируемый педагогический результат личности, мотивированной к творческой деятельности.
Знания:
1) владение элементами ТРИЗ,

со ответствующими программам начального образования;
2) умение анализировать и решать изобретательские задачи;
3) сформированность основ мысли тельных операций;
4) владение навыками самоанализа.
Познавательная деятельность:
1) сформированность положительной мотивации учения;
2) проявление познавательной инициативы, выходящей за пределы обязательных заданий;
3) умение работать со справочной литературой для решения творческих задач и удовлетворения познавательного интереса.
Здоровье: сознательное отношение к собственному здоровью и понимание важности главного ресурса – организма человека.
Культура личности:
умение строить отношения со взрослыми, сверстниками.

Прогнозируемый педагогический результат личности,  мотивированной к творческой деятельности. Знания:1) владение элементами ТРИЗ, со ответствующими программам начального

Слайд 8Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического

значения знакомых слов



Например: школа, парта, учебник.
Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы:
К какому классу предметов относится?
Из какого материала «предмет» сделан?
Для чего служит?
Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.

Модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов

Слайд 9События Устройство конструктора
«было» (первое состояние объекта);
«стало» (второе состояние объекта);
«что изменилось»

(указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет иметь вид:

События Устройство конструктора «было» (первое состояние объекта); «стало» (второе состояние объекта); «что изменилось» (указывается имя признака и

Слайд 13Спишите, заменяя выделенные слова синонимами
В сентябре у нас стоит хорошая погода.

Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
  Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.

Спишите, заменяя выделенные слова синонимами		В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело

Слайд 14Закончите предложения
Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то …

. Там … ! Напала Жучка на …. . Да не тут … ! Наколола она нос и … .

Закончите предложения	Ребята были в лесу. Вдруг слы… во… ёлочки кто-то … . Там … ! Напала Жучка

Слайд 15Исправьте предложения:
Ёж смотался в клубок.
Я уже ездил на самолёте.
Мы

готовились встречать пернатых птиц.
Речка замёрзла льдом.
Меня пробудил мой папа.

Исправьте предложения:Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла

Слайд 16Вставьте словарные слова
Не велик . . .

, да краснеет нос.
. . . любит чистоту.
Чужбина — калина, родина — . . .

. . . человек добро помнит.


мороз

Посуда

. . . . . .

. . . . . .

малина .

Русский

Вставьте словарные словаНе велик . . .     , да краснеет нос.  .

Слайд 17Вставить прилагательные
Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые)

тучи. Как сквозь сито, засеял из них (холодный) дождь. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.

Вставить прилагательные  Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. Как сквозь сито, засеял из

Слайд 18Морфологический ящик

Морфологический ящик

Слайд 19В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с

помощью оператора. Таким оператором может быть и знак арифметической операции, и геометрическое преобразование (параллельный перенос, поворот и т. п.), и любое сочетание преобразований.
В математике речь всегда идет о каких-то преобразованиях. Преобразование производится с помощью оператора. Таким оператором может быть

Слайд 20«Девятиэкранка»
Если мы рассмотрим что-то...
Это что-то для чего-то...
Это что-то из

чего-то...
Это что-то часть чего-то...
Чем-то было это что-то...
Что-то будет с этим что-то...
Что-то ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!
«Девятиэкранка»Если мы рассмотрим что-то... Это что-то для чего-то... Это что-то из чего-то... Это что-то часть чего-то... Чем-то

Слайд 21Окно № 1 – сам объект и его функция (система).
Окно

№ 2 – части объекта (подсистема).
Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).
Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).
Окно № 5 – части объекта в прошлом.
Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.
Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).
Окно № 8 – части объекта в будущем.
Окно № 9 – место объекта в будущем.
Окно № 1 – сам объект и его функция (система). Окно № 2 – части объекта (подсистема).

Слайд 23 «Метод маленьких человечков».
Объяснять внутреннее строение тел и их свойства

можно так:
«Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах».
Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»
«Метод маленьких человечков». Объяснять внутреннее строение тел и их свойства можно так: «Тела, окружающие нас состоят

Слайд 25Системный лифт
При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился

системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:

«Класс → второй этаж → школа → улица
Комсомольский проспект → город Пермь→ Пермский край → Российская Федерация → материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Системный лифт При знакомстве с Солнечной системой (3 класс) очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы

Слайд 26Лифт-город

Лифт-город

Слайд 27Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных

и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).

Обязательно создаем паспорт литературного героя. Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Имя – Иван

Автор (создатель) – П.П. Ершов

Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град-столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)

Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками.

Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания

Слайд 28Что на что похоже?
настольная лампа на…
тыква на ...
арбуз

на …
люстра на ...
утюг на …

зонтик

Солнце

мяч

шапку – шляпку

пароход

Что на что похоже?  настольная лампа на… тыква на ... арбуз на … люстра на ...

Слайд 29Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ...
мыльный пузырь

...
перышко ...
огородное чучело ...
снежная баба ...
Чем мечтают стать некоторые предметы?  веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело

Слайд 30 Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик -

он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам …


Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении» 	Сел на ветку снегирек.	Брызнул дождик - он промок,	Ветерок, подуй слегка,	(Обсуши

Слайд 31Синквейн
Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое

отношение к чему-либо, кому-либо.
Синквейн требует синтеза информации и материала в кратких выражениях
Эти 5 строк сочиняют по особым правилам, в строгом порядке.
СинквейнЭто стихотворение, состоящее из 5 строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-либо, кому-либо. Синквейн требует

Слайд 321 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка – два прилагательных,

характеризующие данное понятие.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка - обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства связанные с данным понятием.

1 строка - ключевое слово, определяющее синквейн.2 строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие.3 строка – три

Слайд 33 Пример
1 истина
2 вечная, удивительная
3 бежит, волнует
4

загадочная неизвестность
5 истина - поиск
Пример1  истина2  вечная, удивительная3  бежит, волнует4  загадочная неизвестность5  истина - поиск

Слайд 34Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть