Слайд 1
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках окружающего мира
Сисенгалиева А.Т.
учитель
начальных классов
МБОУ «Икрянинская НОШ»
Слайд 2Что же такое « критическое мышление?»
Критическое мышление – это один из видов
интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Слайд 4Фаза «Вызов»
Прием “Корзина идей”
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников
на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Слайд 5
Пример приема «Корзина идей»
Тема урока: «Почва»
-Мы говорим почва. А что же
такое почва?
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Почва – это …
- … земля
- … растительная земля
- … вещество
- … суша, а не вода
- … место обитания, дом животных
Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.
Слайд 6Пример приема «Корзина идей»
Постановка целей урока.
- Как видите, у нас
нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.
- Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве.
Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть?
Слайд 7Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы,
на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы
Слайд 8Игра «Верите ли вы, что…»
Тема урока «Почва».
Поиграем в игру «Верите ли
вы, что…»
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
Слайд 9Прием-игра «Данетка»
Тема урока «Пустыня».
Прием – игра «Верите ли вы?», «Данетка» (учитель
задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет»).
1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет
2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет
3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет
4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет
Слайд 10Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в
определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме
Слайд 13Пример приема «Ромашка Блума»
Тема урока: «Поверхность нашего края»
Слайд 14Фаза «Осмысление»
Прием «Инсерт»
Детям предлагается проработать текст, используя определённые условные знаки. Ученики
читают текст, одновременно, делая пометки на полях:
“!” -я это знал, “+” - это для меня новое, “-” - это противоречит моим знаниям, “?” - об этом хочу узнать больше.
Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала.
Слайд 15Приём «Рыбий скелет», «Фишбоун»
Графический способ организации учебного материала. Изображается схематический
рыбий скелетик, на «верхних костях» формулируются проблемы, на «нижних» - факты, подтверждающие существование этой проблемы
Слайд 18Фаза «Рефлексия»
Прием «Синквейн»
Синквейн - Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из
пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Слайд 19Пример «Синквейна»
Тема урока: «Природное сообщество – лес»:
Тайга
Зеленая, необъятная.
Растет, завораживает, дарит
Щедра наша сибирская
тайга!
Берегите!