Слайд 1УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ДОЛГОПРУДНОГО
АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ДОЛГОПРУДНОГО
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО
ВИДА №23 «АНТОШКА»
(АОУ детский сад №23 «Антошка»)
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.
Открой удивительный мир.
Подготовила воспитатель
группы №1 Шамова Ю.В.
г. Долгопрудный
.12.2018г.
Слайд 2«Учите ребёнка
каким-нибудь
неизвестным ему словам
– он будет долго и
напрасно мучиться,
но свяжите двадцать
таких слов
с картинками и он их
усвоит на лету».
К.Д.Ушинский
Слайд 3Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи
не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
Слайд 4МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение
информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ:
1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.
2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
Слайд 5ЗАДАЧИ:
1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической
аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Слайд 6Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на
эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.
Слайд 7Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в
следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Слайд 8Ирина Гурина
Зима
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
Снегурочку из
сказки,
И лыжи, и салазки,
И елку, и игрушки,
И снег в большой кадушке.
Для речек - гладкий лед,
Для деток - Новый год.
Слайд 9Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения.
Послушайте его:
Н. Нищева
«ЁЛОЧКА»
Перед нами ёлочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
Слайд 11На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Я показываю схему,
а вы отгадываете. Попробуйте ….
Слайд 16На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение
или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!
Слайд 17Результаты
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты,
придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Выводы
Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.