Слайд 1
Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №20 «Мерей» көптілдікті дамыту орталығы бөбектер
бақшасы» КМҚК
КГКП «Центр полиязычного развития ясли- сад №20 «Мерей» отдела образования акимата города Экибастуза»
Communal state puplic Enterprise the centre of polylingual development of a nursery garolen №20 «Merey» of the education department formation city of Ekibastuz
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»
(выступление на МО)
Подготовила : Ткачева Л.Д.
г .Экибастуз
2017
Слайд 2
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи,
что является важным условием умственного развития ребенка.
Слайд 3
Мнемотехника - в переводе с греческого «Искусство запоминания».
Мнемотехника - это система
методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 4Актуальность:
− мнемотехника облегчает детям овладение связной речью;
− применение мнемотехники, использование обобщений,
позволяют ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
− ребенок с опорой на образы памяти устанавливают причинно следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.
Слайд 5С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
− развивать умение понимать и
рассказывать текст с помощью графической аналогии;
− развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
− обучать детей правильному произношению;
− развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память;
− содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.
− воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации современном обществе.
Слайд 6Мнемотаблицы могут быть:
предметными,
предметно-схематичными,
схематичными.
Предметные мнемотаблицы используются на занятиях
в младшем и среднем возрасте.
Слайд 8 Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание
или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.)
Слайд 9Заучивание стихотворений
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и
усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Используются предметно – схематические модели.
Слайд 10Этапы работы над стихотворением
Выразительное чтение стихотворения.
Сообщение, что это стихотворение дети будут
учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Дети по памяти зарисовываю мнемотаблицу.
Слайд 11
-На занятиях по художественной литературе для пересказа стихотворения М Алимбаева
« Привычки кота» использую предметно – схематическую мнемотаблицу
Слайд 12Дождику только бы злиться,
Падают листья, блестят,
Видно, что желтые листья
обратно на ветки
хотят.
Осень, тоскливо и мокро,
Так и текут день за днем.
Яркая желтая охра светит
холодным огнем.
М.Алимбаев « Падают листья»
Слайд 13Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:
1этап: рассматривание таблицы и разбор
того, что на ней изображено
2этап: осуществляется этап перекодирования информации, то есть преобразование из абстрактных символов, слов в образы.
3этап: осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.
Слайд 14План пересказа текста «Любимый фрукт»
Груши- это фрукты. Они растут
на деревьях, которые называются груша. Они бывают зелеными и желтыми. Растут в саду. Моя груша жёлтая, большая, сладкая и сочная. Из груши можно варить компот и варенье. Груши очень полезные. В них много витаминов.
Слайд 15Индивидуальная работа по опорным картинкам
Слайд 16Мнемотаблицы, отображающие
правила техники безопасности
Мнемотаблицы, отображающие
последовательность действий
Слайд 17
Индивидуальная работа по опорным картинкам
Слайд 18Индивидуальная работа по опорным картинкам
Слайд 19Отгадывание загадок
Проговаривание скороговорок,
заучивание потешек
Слайд 20 Таким образом систематическая работа по развитию речи дошкольников с
использованием мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий дает свои результаты:
связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам;
словарный запас детей обогатился до уровня необходимого ребенку в школе;
ребята активнее стали работать на занятиях, у них концентрируется наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление,
дети могут правильно оформлять свою мысль в виде предложения;
появился интерес к заучиванию стихов;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.