Презентация, доклад на тему Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор

Слайд 1Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе
с детьми

дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Слайд 2Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.

Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по

Слайд 3Актуальность использования мнемотехники
в детском саду?
«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным

ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
                                                                  К. Д. Ушинский В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении • нарушение звукопроизношения • плохое развитие связной речи • несформированность психических процессов • несовершенство различных видов мышления.
Актуальность использования мнемотехники в детском саду?«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго

Слайд 4Задачи:  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать

умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации). 3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей. 5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе. 6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их. 7. Способствовать развитию мелкой моторики рук. 8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач. 10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Задачи:  1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. 2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные

Слайд 5Структура мнемотехники
мнемоквадраты
мнемодорожки
мнемотаблицы

Структура мнемотехникимнемоквадратымнемодорожкимнемотаблицы

Слайд 6Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в

обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.

Игра «Зашифруем слова»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.
Содержание:
 Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в

Слайд 7Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок

(квадратов), содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром • при заучивании стихов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при воспитании культурно-гигиенических навыков и т.д.
Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов), содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно

Слайд 10Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим

материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.  Мнемотаблицы можно использовать: • для ознакомления детей с окружающим миром • при заучивании стихов • при пересказах художественной литературы • при обучении составлению рассказов • при отгадывании и загадывании загадок • для обогащения словарного запаса • при обучении составу числа • при воспитании культурно-гигиенических навыков • при воспитании навыков самообслуживания • при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий

Слайд 11Этапы работы с мнемотаблицей:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней

изображено.
2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы (поясняется, что обозначает каждый символ).
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (рассказ) «спряталась» в таблице?
 При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
 Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята жёлтого цвета, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.д.
Этапы работы с мнемотаблицей:1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

Слайд 19Вывод.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
у детей появляется

желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории;
расширился круг знаний об окружающем мире;
активизировался словарный запас;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Вывод.Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:у детей появляется желание пересказывать тексты-как на занятии, так

Слайд 20Литература:
1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с

помощью мнемотехники. СПб. 2005г.
2. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников».
Изд. Просвещение 1985г.
3.Т. Б. Полянская « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.2010г.
 
Литература:1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г.2. Л. Н.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть