Слайд 1Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе
с детьми
дошкольного возраста»
Слайд 2Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания.
Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Слайд 3Актуальность использования мнемотехники
в детском саду?
«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным
ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Слайд 4Задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать
умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Слайд 5Структура мнемотехники
мнемоквадраты
мнемодорожки
мнемотаблицы
Слайд 6Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в
обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.
Игра «Зашифруем слова»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.
Содержание:
Логопед просит ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова.
Слайд 7Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок
(квадратов), содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т.д.
Слайд 10Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Мнемотаблицы: являются дидактическим
материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса
• при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Слайд 11Этапы работы с мнемотаблицей:
1.Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней
изображено.
2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы (поясняется, что обозначает каждый символ).
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки (рассказа, стихотворения и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка (рассказ) «спряталась» в таблице?
При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята жёлтого цвета, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т.д.
Слайд 19Вывод.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:
у детей появляется
желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории;
расширился круг знаний об окружающем мире;
активизировался словарный запас;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Слайд 20Литература:
1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. СПб. 2005г.
2. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников».
Изд. Просвещение 1985г.
3.Т. Б. Полянская « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб.2010г.