Слайд 1Практические советы по развитию связной речи
детей старшего дошкольного возраста
с
использованием ЛЭПБУКА
учитель-логопед
Малкина Юлия Викторовна
ГБДОУ д/с № 108 Невского р-на СПб
2016 г.
Слайд 2Для всех дошкольных образовательных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО).
Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, системно-деятельностный подход.
Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога - это не готовый конспект, а поиск и совместное творчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретать новые знания через собственную деятельность.
Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной.
Слайд 3На этапе завершения уровня дошкольного образования, стандарт предъявляет требования к результатам
освоения Программы, в виде возможных достижений ребёнка которые предполагают:
• владение речью, как средством общения и культуры;
• достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Слайд 4 К сожалению, в настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное
к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее усилий и трудностей. Наблюдается и «угасание» родительской инициативы – ещё одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками и их родителями.
В связи с этим, на педагогическом совете, мы решили в старших и подготовительных группах изучать лексические темы с использованием технологии ЛЭПБУК.
Слайд 5Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые, создавать лэпбуки начали американцы.
Лэпбук - это книжка-раскладушка или интерактивная папка, с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую чаще всего, помещены материалы на одну тему.
Это отличный способ закрепить определённую тему как со школьниками, так и с детьми дошкольного возраста, провести исследовательскую работу, в процессе которой, ребёнок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Слайд 6При этом готовый лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный
этап работы над темой, который дошкольники проделали c помощью родителей или педагога.
Родителей к работе с папкой очень часто привлекают сами дети, когда просят сделать какую-то игру или карман для лэпбука, найти нужную картинку, сказку или стихотворение.
Слайд 7Работа с тематическими папками направлена на:
расширение запаса знаний и представлений об
окружающем мире и событиях;
обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
Чтобы заполнить папки, детям необходимо выполнить определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдения (за погодой, за птицами, насекомыми, за сезонными изменениями в природе), различные эксперименты.
В ходе работы с лэпбуками, дошкольники получают новые знания по темам, расширяют и обогащают активный и пассивный словарный запас, а внесение лэпбуков в предметную пространственную развивающую среду в группах, в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Слайд 9Содержание Лэпбуков:
-Игры и упражнения на развития лексико-грамматических категорий;
-Картины и серии сюжетных
картинок для пересказа, для составления рассказа по сюжетной картине, творческого рассказа;
-Загадки , пословицы поговорки, потешки , песни по теме для автоматизации правильного звукопроизношения.
Слайд 10Также в лэпбук может входить: отгадывание загадок, решение кроссвордов и ребусов,
составление пазлов и разрезных картин; сравнение и обобщение предметов и явлений природы, поиск отличий, совершенствование навыков счёта, ориентировки в пространстве, на листе бумаги, карте, глобусе и т.д.
Слайд 11Эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, подгрупповой, индивидуальной ,так
и для самостоятельной работы.
Слайд 12Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так
и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более доверительным межличностным отношениям, повышает родительскую и педагогическую компетентность, даёт возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, а также развить их.