Слайд 1«Использование игр на
фронтальной логопедической деятельности по обучению грамоте»
Слайд 2Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный
и ответственный этап в его жизни. «Обучение грамоте» — первый учебный предмет, с которым знакомится ребенок, пришедший в школу.
Овладение им требует от детей сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому я считаю, что использование игровых приемов на логопедической деятельности по обучению грамоте и развитию речи наиболее эффективный способ повышения эмоциональной, речевой и познавательной активности ребенка.
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.
Детям-логопатам очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача учителя-логопеда раскрыть перед учащимися эти сложные вопросы. На помощь приходят игры и игровые приёмы.
Слайд 3В нашей педагогической деятельности в вопросах подготовки к обучению грамоте, выделяем
2 этапа:
на первом этапе формирую умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывая четкую артикуляцию звуков, уточняя их звучание. Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!” Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
на втором этапе развиваю у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры, формирование звуко-слогового анализа и синтеза — именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Слайд 4Исходя из естественной логики обучения детей грамоте:
звук - буква, чтение
- письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь. Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:
Слайд 5Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"),
Определение места звука ("Где
спрятался звук ?").
Деление слов на слоги
Подсчет количества слогов в слове выделение ударного слога.
Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком.
Дети подбирают слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима, лето, осень.
Игра "Кто быстрее, кто больше ?".
Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы ?".
Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
Подбор синонимов, антонимов, анонимов.
Труд, работа;
День-ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
Слайд 6Так же использую такие игры как:
«Где звук?»
«Где спрятался звук?»
«Узнай звук»
«Выдели звук»
«Кто
в домике живет» В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о».
«Чудесный мешочек». Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам и дети называют количество слогов в слове.
Слайд 8 «Подбери схему слова к картинке»
Слайд 9«Выложи схему слова к картинке»
Слайд 17Тестовые задания «Готов ли ты к школе?»
Слайд 19Таким образом, у игры две цели: одна их них - обучающая,
которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.