Презентация, доклад на тему Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ

Содержание

АРТ-ТЕРАПИЯ (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) – использование всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких

Слайд 1Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ
Подготовила: воспитатель СП «Детский сад

№56» ГБОУ СОШ №4 города Сызрани.
Использование арт-терапии в работе с детьми с ОВЗПодготовила: воспитатель СП «Детский сад №56» ГБОУ СОШ №4 города

Слайд 2АРТ-ТЕРАПИЯ (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) – использование

всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
АРТ-ТЕРАПИЯ   (термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) –   использование всех видов

Слайд 3Арт-терапия
Арт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген,

Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров, В.П. Кащенко).

Значение психикоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др.

Арт-терапияАрт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров,

Слайд 4Основная цель – гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ.

Основная цель –   гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ.

Слайд 5Задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические
Диагностические
Развивающие

Задачи:ВоспитательныеКоррекционныеПсихотерапевтическиеДиагностическиеРазвивающие

Слайд 6Задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным

взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Задачи:Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это

Слайд 7Задачи:
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается

самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Задачи:Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются

Слайд 8Задачи:
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается

атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.

Задачи:Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения,

Слайд 9Задачи:
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это

корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.

Задачи:Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в

Слайд 10Задачи:
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый

ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Задачи:Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или

Слайд 11Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения, открывающая детям

с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Основная техника арт-терапевтического воздействия –   это техника активного воображения, открывающая детям с ОВЗ неограниченные возможности

Слайд 12Приемы арт-терапии опираются на идею о том, что любой ребёнок способен

преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.
Приемы арт-терапии   опираются на идею о том, что любой ребёнок способен преобразовать свои внутренние конфликты

Слайд 13Формы:
АКТИВНАЯ –
ребёнок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.

ПАССИВНАЯ –
ребёнок

использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

СМЕШАННАЯ –
ребёнок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества
Формы:АКТИВНАЯ –ребёнок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.ПАССИВНАЯ –ребёнок использует художественные произведения, созданные другими людьми:

Слайд 14Функции арт-терапии

Функции арт-терапии

Слайд 15ПРОЦЕССЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИК АРТ-ТЕРАПИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ

ЗРИТЕЛЬНЫЕ

СЛУХОВЫЕ

ТАКТИЛЬНЫЕ

тонизирующее
укрепляющее
успокаивающее

стимулирующее
расслабляющее

ПРОЦЕССЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИВЛИЯНИЕ МЕТОДИК АРТ-ТЕРАПИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕЗРИТЕЛЬНЫЕСЛУХОВЫЕТАКТИЛЬНЫЕ тонизирующее укрепляющееуспокаивающее стимулирующее расслабляющее

Слайд 16Возможности арт-терапии
Помогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребёнок не только

выражает себя, но и больше узнаёт о других детях
Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребёнок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнение и конфликты; всё это происходит на бессознательном уровне, и ребёнок узнает о себе много нового
Развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией ребёнок может открыть в себе неизвестные ранее таланты
Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы
В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах
Возможности арт-терапииПомогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнаёт

Слайд 17 При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети

воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.
При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети воспринимали занятия с положительной точки зрения,

Слайд 18Виды арт-терапии
Музакотерапия
Библиотерапия
Драмотерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Коллаж
Оригами

Песочная терапия
Цветотерапия
Сказкотерапия
Фототерапия
Работа с глиной

Виды арт-терапииМузакотерапияБиблиотерапияДрамотерапияИгротерапияИзотерапияМаскотерапияКоллажОригамиПесочная терапияЦветотерапияСказкотерапияФототерапияРабота с глиной

Слайд 19Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия. Рисование дает возможность отобразить и увидеть

свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы. 
Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия. Рисование дает возможность отобразить и увидеть свой внутренний мир, эмоциональные переживания,

Слайд 20РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ

Слайд 21РИСОВАНИЕ ТРУБОЧКАМИ

РИСОВАНИЕ ТРУБОЧКАМИ

Слайд 22ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН

ПАЛЬЧИКОВЫЙ БАССЕЙН

Слайд 23РИСОВАНИЕ КАРАКУЛЕЙ

РИСОВАНИЕ КАРАКУЛЕЙ

Слайд 24РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ

Слайд 25МОНОТИПИЯ

МОНОТИПИЯ

Слайд 26РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Слайд 27РИСОВАНИЕ В ПАРЕ С РОДИТЕЛЯМИ

РИСОВАНИЕ В ПАРЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 28РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ

РИСОВАНИЕ МАНДАЛЫ

Слайд 29ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ

Слайд 30ЭТАПЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.
Описание

рисунка с точки зрения ребенка.
Обсуждение содержания рисунка.
Описание рисунка с использованием слова «Я».
Идентификация себя с важными предметами на рисунке.
Работа с героями рисунка.
Обсуждение цветовой гаммы рисунка.
Установление параллелей с ситуациями из жизни, их обсуждение.
ЭТАПЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССАПрояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.Описание рисунка с точки зрения ребенка.Обсуждение содержания

Слайд 31РЕЗУЛЬТАТ
Ощитимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;
Ощутимая

социальная адаптация в группе сверстников, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе; облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;
Возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;
Укрепление мелкой моторики рук;
Расширение словарного запаса;
Активизация родителей на участие в жизни детей.
РЕЗУЛЬТАТОщитимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;Ощутимая социальная адаптация в группе сверстников, уверенность

Слайд 32ВЫВОД:
Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, успешно может применяться для детей с

проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.
ВЫВОД:Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, успешно может применяться для детей с проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной

Слайд 33СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам

себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
13. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Аметова Л.А.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть