Слайд 1Использование арт-терапии
в работе с детьми с ОВЗ
Подготовила: воспитатель СП «Детский сад
№56» ГБОУ СОШ №4 города Сызрани.
Слайд 2АРТ-ТЕРАПИЯ
(термин был введен в 1938 г. Андрианом Хиллом) –
использование
всех видов искусства, все чаще рассматривается как инструмент помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности, а также реализация на практике таких функций, как адаптационная, коррекционная, профилактическая, регулятивная, реабилитационная, мобилизующая.
Слайд 3Арт-терапия
Арт-терапия – метод коррекции и развития посредством художественного творчества (Э. Сеген,
Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Грабаров, В.П. Кащенко).
Значение психикоррекционной работы средствами арт-терапии в работе с детьми отмечали многие психологи: с проблемами в эмоционально-личностном развитии (Т.А. Добровольская, О.А. Карабанова), с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова) и др.
Слайд 4Основная цель –
гармонизация внутреннего состояния детей с ОВЗ.
Слайд 5Задачи:
Воспитательные
Коррекционные
Психотерапевтические
Диагностические
Развивающие
Слайд 6Задачи:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным
взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Слайд 7Задачи:
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается
самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Слайд 8Задачи:
Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческое деятельности создается
атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется потенциал эмоций.
Слайд 9Задачи:
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это
корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе.
Слайд 10Задачи:
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый
ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Слайд 11Основная техника арт-терапевтического воздействия –
это техника активного воображения, открывающая детям
с ОВЗ неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества.
Слайд 12Приемы арт-терапии
опираются на идею о том, что любой ребёнок способен
преобразовать свои внутренние конфликты и визуальные формы.
Слайд 13Формы:
АКТИВНАЯ –
ребёнок сам создает продукт творчества: рисунки, скульптура, сказочные истории.
ПАССИВНАЯ –
ребёнок
использует художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
СМЕШАННАЯ –
ребёнок использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки) для создания своих продуктов творчества
Слайд 15ПРОЦЕССЫ, ПОДДАЮЩИЕСЯ КОРРЕКЦИИ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
ВЛИЯНИЕ МЕТОДИК АРТ-ТЕРАПИИ НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ
ЗРИТЕЛЬНЫЕ
СЛУХОВЫЕ
ТАКТИЛЬНЫЕ
тонизирующее
укрепляющее
успокаивающее
стимулирующее
расслабляющее
Слайд 16Возможности арт-терапии
Помогает устанавливать отношения между детьми; посредством искусства ребёнок не только
выражает себя, но и больше узнаёт о других детях
Позволяет познавать себя и окружающий мир; в художественном творчестве ребёнок воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнение и конфликты; всё это происходит на бессознательном уровне, и ребёнок узнает о себе много нового
Развивает творческие возможности: во время занятий арт-терапией ребёнок может открыть в себе неизвестные ранее таланты
Является хорошим способом социальной адаптации детей с ОВЗ. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы
В основном использует средства невербального общения, это очень важно для детей, которым сложно выразить свои мысли в словах
Слайд 17 При проведении занятий с использованием элементов арт-терапии очень важно, чтобы дети
воспринимали занятия с положительной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих.
Слайд 18Виды арт-терапии
Музакотерапия
Библиотерапия
Драмотерапия
Игротерапия
Изотерапия
Маскотерапия
Коллаж
Оригами
Песочная терапия
Цветотерапия
Сказкотерапия
Фототерапия
Работа с глиной
Слайд 19Одна из наиболее распространенных техник арт-терапии – изотерапия.
Рисование дает возможность отобразить и увидеть
свой внутренний мир, эмоциональные переживания, мечты и ресурсы.
Слайд 26РИСОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Слайд 29ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕПРОДУКЦИЙ
Слайд 30ЭТАПЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Прояснение отношения ребенка к процессу рисования, к самой работе.
Описание
рисунка с точки зрения ребенка.
Обсуждение содержания рисунка.
Описание рисунка с использованием слова «Я».
Идентификация себя с важными предметами на рисунке.
Работа с героями рисунка.
Обсуждение цветовой гаммы рисунка.
Установление параллелей с ситуациями из жизни, их обсуждение.
Слайд 31РЕЗУЛЬТАТ
Ощитимая стабилизация эмоционального состояния воспитанников, создание предпосылок для регуляции эмоциональных реакций;
Ощутимая
социальная адаптация в группе сверстников, уверенность в собственных силах, позитивное отношение к себе; облегчение процесса коммуникации со сверстниками и взрослыми;
Возможность невербального контакта с детьми с синдромом Дауна, преодоление коммуникативных барьеров и психологических защит;
Укрепление мелкой моторики рук;
Расширение словарного запаса;
Активизация родителей на участие в жизни детей.
Слайд 32ВЫВОД:
Изотерапия, имея индивидуальную коррекционно-развивающую направленность, успешно может применяться для детей с
проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями в поведении.
Слайд 33СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам
себе арт-терапевт". М., 2003.
2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
13. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.