Презентация, доклад на тему Интерактивные методы первичной профилактики и коррекции девиаций (поведения)

Содержание

ВведениеЖизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем

Слайд 1Интерактивные методы первичной профилактики и коррекции девиаций (поведения)

Презентация подготовлена
студенткой группы №

313
Князевой Д.А.
2015 год
Интерактивные методы первичной профилактики и коррекции девиаций (поведения)Презентация подготовленастуденткой группы № 313 Князевой Д.А.2015 год

Слайд 2Введение
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо

объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения.

ВведениеЖизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо объединять и координировать свои действия. Любую

Слайд 3Определение девиантного поведения
Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия

человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса педагога.
Интерактивные методы воспитания – это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Определение  девиантного поведенияПод девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия человека, социальной группы, не соответствующие

Слайд 4Классификация девиантного поведения по Г. Беккеру (американский социолог).
Первичные отклонения –

отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте).
Вторичные отклонения – наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения: проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления;
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм.
2. Наркомания и токсикомания.
3. Проституция (лат. – выставлять публично) – вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии.
4. Бродяжничество.
5. Попрошайничество или нищенство.
6. Самоубийство (суицид).

Классификация девиантного поведения по Г. Беккеру (американский социолог).  Первичные отклонения – отклоняющееся поведение личности, которое в

Слайд 5Классификация отклонений по целевой направленности
Применяется также классификация отклонений по целевой направленности:
а)

отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления;
б) отклонения агрессивной ориентации – насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство;
в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).
Иногда в особую категорию выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т.д.)
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.
Классификация отклонений по целевой направленностиПрименяется также классификация отклонений по целевой направленности:а) отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления;б)

Слайд 6Программа коррекционной и воспитательной работы (по Ю.А. Клейбергу)
Достоинство данной программы состоит

в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на психологическую и социальную коррекцию подростков, относящихся к группе риска.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
— единство диагностики и коррекции;
— нормативности развития;
— системность развития психической деятельности;
— деятельностный принцип коррекции;
— нравственно - гуманистическая направленность психолога - педагогической помощи;
— понимание и сочувствие;
— прагматизм психолого-педагогического воздействия»
— приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
— творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
— профессионализм специалистов —психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.

Программа коррекционной и воспитательной работы (по Ю.А. Клейбергу)Достоинство данной программы состоит в том, что в ней выделены

Слайд 7Цели и задачи программы, приёмы коррекционного воздействия
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1) развить социальную

активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5)оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приёмы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).

Цели и задачи программы, приёмы коррекционного воздействияЦель: социальная адаптация девиантов.Задачи:1) развить социальную активность, побудить и привить интерес

Слайд 8Процесс коррекции

Процесс коррекции

Слайд 9Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных

операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее —на систему различных внутренних побуждений, регулирующихitкорректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Регуляция - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.

Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию

Слайд 10Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору —самосознанию, которое заключается

в осознании и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств. От особенностей самосознания во многом зависит характер социальной активности человека, направленной на совершенствование (или социальное деградирование) себя, своего «Я», своей деятельности.
В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализовываться без вмешательства со стороны психологов, социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов.
Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня.

Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору —самосознанию, которое заключается в осознании и адекватной оценке индивидом

Слайд 11Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков

можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.
Известный отечественный ученый-педагог В.П. Кащенко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.

Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков можно представить следующим образом. Самокоррекция как

Слайд 12Классификация методов коррекции (по В.П. Кащенко)
Педагогические методы:
1. Методы общественного

влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4.Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3 . Метод убеждения.
4. Психоанализ.

Классификация методов коррекции (по В.П. Кащенко)Педагогические методы:   1. Методы общественного влияния: а) коррекция активно-волевых дефектов;

Слайд 13Этапы осуществления коррекционной работы в подростковых девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и

педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Этапы осуществления коррекционной работы  в подростковых девиантных группах: 1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы.2. Выдвижение гипотез

Слайд 14Заключение
В настоящее время психология девиантного поведения активно развивается в России и

за рубежом.
И, безусловно, вышеизложенный алгоритм – это не жесткая схема, обязательный алгоритм практической деятельности школьного психолога или социального педагога. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на «освоение» им того или иного этапа. Это зависит также и от возможности, способности и готовности личности самого девианта осуществлять эту деятельность. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность современному педагогу все же необходимо.

ЗаключениеВ настоящее время психология девиантного поведения активно развивается в России и за рубежом.И, безусловно, вышеизложенный алгоритм –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть