Слайд 1Интерактивные методы первичной профилактики и коррекции девиаций (поведения)
Презентация подготовлена
студенткой группы №
313
Князевой Д.А.
2015 год
Слайд 2Введение
Жизнь людей протекает в общении друг с другом, поэтому им необходимо
объединять и координировать свои действия. Любую потребность – в пище, одежде, сексе, работе, образовании, дружбе, славе – человек может удовлетворить лишь через других людей путем взаимодействия с ними, занимая определенное положение в сложных и организованных группах и институтах - в семье, школе, коллективе предприятия, политических партиях, спортивной команде.
Первым условием организованной социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые принимают форму социальных ожиданий, выражаемых в нормах. Без норм, обусловливающих поведение, взаимодействия в социальной группе были бы невозможны.
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы - в различных видах девиации, девиантного поведения.
Слайд 3Определение
девиантного поведения
Под девиантным поведением (латин. – отклонение) понимаются поступки, действия
человека, социальной группы, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что в нормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групп придется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70% населения страны составляют «твердые середняки» - люди с несущественными отклонениями. Отклонение от нормы может быть положительным (направленным на развитие общественной системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения) и негативным, отрицательным. Именно последнее представляет объект профессионального интереса педагога.
Интерактивные методы воспитания – это модель открытого обсуждения, развивающая в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.
Слайд 4Классификация девиантного поведения по Г. Беккеру (американский социолог).
Первичные отклонения –
отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте).
Вторичные отклонения – наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения: проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления;
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм.
2. Наркомания и токсикомания.
3. Проституция (лат. – выставлять публично) – вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии.
4. Бродяжничество.
5. Попрошайничество или нищенство.
6. Самоубийство (суицид).
Слайд 5Классификация отклонений по целевой направленности
Применяется также классификация отклонений по целевой направленности:
а)
отклонения корыстной ориентации – корыстного преступления;
б) отклонения агрессивной ориентации – насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство;
в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).
Иногда в особую категорию выделяют т.н. аддиктивные формы отклоняющегося поведения (англ. addiction – пагубная привычка). Суть аддиктивного поведения – уйти от реальности, достичь психологического комфорта с помощью приема психоактивных веществ (в т.ч. алкоголя) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Например, алкоголя, наркомании, азартные игры. Здесь привязанность к предмету или действию сопровождается развитием сильных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять человеком), могут быть компьютерные игры, Интернет и т.д.)
Общей закономерностью отклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, и тогда одно явление усиливает другое: например, пьянство способствует хулиганству.
Слайд 6Программа коррекционной и воспитательной работы (по Ю.А. Клейбергу)
Достоинство данной программы состоит
в том, что в ней выделены основные структурные компоненты игрового тренинга, рассчитанного на психологическую и социальную коррекцию подростков, относящихся к группе риска.
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы:
— единство диагностики и коррекции;
— нормативности развития;
— системность развития психической деятельности;
— деятельностный принцип коррекции;
— нравственно - гуманистическая направленность психолога - педагогической помощи;
— понимание и сочувствие;
— прагматизм психолого-педагогического воздействия»
— приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;
— своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;
— творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;
— профессионализм специалистов —психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Показания к применению: социальная апатия; аутизм; агрессивность; раздражительность; отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству; чрезмерная эмоциональность или раздражительность; конфликтность; отсутствие интереса к творчеству и обучению и т.п.
Слайд 7Цели и задачи программы,
приёмы коррекционного воздействия
Цель: социальная адаптация девиантов.
Задачи:
1) развить социальную
активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим;
2) научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения;
3) привить уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе;
4) пробудить и привить интерес и способность к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов;
5)оптимизировать положительный опыт, нивелировать опыт девиантного поведения; создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приёмы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Слайд 9Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим и психологическим комплексом взаимосвязанных и взаимообусловленных
операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее —на систему различных внутренних побуждений, регулирующихitкорректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Регуляция - это способ воздействия социальной группы (либо ее представителей) на личность, вызывающий изменение степени участия последней во внутригрупповых процессах и групповой деятельности в целом. По своим проявлениям регуляция развивается от уровня взаимных влияний участников непосредственного межличностного общения до уровня активной саморегуляции и самоконтроля.
Регуляция и коррекция осуществляются на основе мобилизации усилий в целях успешного их выполнения. Поэтому существенную роль в ней играют волевые личностные качества человека. Они позволяют личности мобилизовать внутреннюю энергию, проявить активность не только при благоприятных условиях, кризисах, конфликтах и т.п., но и при внешних препятствиях. Благодаря воле коррекция личностных свойств, поступков и деятельности приобретает самостоятельный характер, становится самокоррекцией.
Самокоррекция включает в себя ряд звеньев: принятие индивидом цели, учет условий деятельности, ее программирование, оценку результатов и коррекцию. Реализация этих звеньев самокоррекции предполагает также наличие определенного отношения к своим поступкам и действиям, рациональное использование своих индивидуальных возможностей, что связано с самоанализом.
Слайд 10Самоанализ имеет непосредственное отношение еще к одному фактору —самосознанию, которое заключается
в осознании и адекватной оценке индивидом особенностей своей социальной деятельности, поступков и т.п. и своих индивидуальных качеств. От особенностей самосознания во многом зависит характер социальной активности человека, направленной на совершенствование (или социальное деградирование) себя, своего «Я», своей деятельности.
В основе самокоррекции действий и поступков лежат различные социальные механизмы проявления и взаимодействия индивидуальных особенностей. Один из механизмов заключается в использовании человеком своих благоприятных возможностей, сильных сторон. Может показаться, что эти возможности должны реализовываться без вмешательства со стороны психологов, социальных педагогов и без усилий со стороны самих девиантов.
Однако так бывает далеко не всегда. Слабая реализация благоприятных возможностей девианта может быть обусловлена недостаточно ответственным отношением к своим поступкам и действиям, деятельности, образу жизни в целом. Поэтому в индивидуальной программе по корректировке девиантного поведения необходимо учитывать дополнительные механизмы, с помощью которых человек может компенсировать слабовыраженные особенности или развить эти особенности до определенного уровня.
Слайд 11Взаимодействие различных индивидуальных свойств в системе самокоррекции личностных качеств и поступков
можно представить следующим образом. Самокоррекция как эффект взаимодействия свойств различных уровней индивидуальности осуществляется на основе определенных социальных условий и требований: общих социальных норм, психолого-педагогических воздействий, конкретных условий и требований деятельности. Самокоррекцию следует рассматривать в единстве с коррекцией и регуляцией в соответствии с объективными условиями и требованиями. Жесткая, излишне регламентированная регуляция и коррекция оставляют недостаточно возможности для проявления саморегуляции и самокоррекции, для реализации индивидуальных возможностей.
Известный отечественный ученый-педагог В.П. Кащенко еще в 30-х годах нашего столетия разработал интересную классификацию методов коррекции. Он объединил методы в две большие группы: педагогические и психотерапевтические.
Слайд 12Классификация методов коррекции
(по В.П. Кащенко)
Педагогические методы:
1. Методы общественного
влияния:
а) коррекция активно-волевых дефектов;
б) коррекция страхов;
в) метод игнорирования;
г) метод культуры здорового смеха;
д) коррекция навязчивых мыслей и действий;
е) коррекция бродяжничества;
ж) самокоррекция.
2. Специальные или частнопедагогические методы:
а) коррекция недостатков поведения детей;
б) коррекция нервного характера.
3. Метод коррекции через труд.
4.Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы:
1. Внушение и самовнушение.
2. Гипноз.
3 . Метод убеждения.
4. Психоанализ.
Слайд 13Этапы осуществления коррекционной работы
в подростковых девиантных группах:
1. Формулировка социально-психологической и
педагогической проблемы.
2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения.
3. Диагностический этап.
4. Выбор методов и технологий коррекционной работы.
5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы.
6. Разработка программы социопсихокоррекционной работы с детьми и молодежью.
7. Осуществление этой программы.
8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Слайд 14Заключение
В настоящее время психология девиантного поведения активно развивается в России и
за рубежом.
И, безусловно, вышеизложенный алгоритм – это не жесткая схема, обязательный алгоритм практической деятельности школьного психолога или социального педагога. В реальной жизни психолог вряд ли будет постоянно фиксировать, на каком этапе диагностико-коррекционной работы он находится. Кроме того, каждый раз будут различны временные затраты на «освоение» им того или иного этапа. Это зависит также и от возможности, способности и готовности личности самого девианта осуществлять эту деятельность. Но ориентироваться на их совокупность и последовательность современному педагогу все же необходимо.