Презентация, доклад на тему Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации компетентностного подхода.

Содержание

Федеральный компонент государственного  образовательного стандарта • так определяет  цель обучения:  развитие интеллектуальной и в целом познавательной  активности учащихся, развитие речи, мышления, воображения школьников.

Слайд 1Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации

компетентностного подхода.

«Ребёнок - не сосуд, который
нужно заполнить, а факел,
который нужно зажечь»
Ф. Рабле










Учитель начальных классов МБОУ лицей г.Уварово
им. А.И.Данилова
Подъяблонская Жанна Евгеньевна

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации компетентностного подхода.«Ребёнок - не сосуд, который

Слайд 2


Федеральный компонент государственного  образовательного стандарта • так определяет  цель обучения:  развитие интеллектуальной и в целом познавательной  активности учащихся, развитие речи, мышления, воображения школьников.

Федеральный компонент государственного  образовательного стандарта • так определяет  цель обучения:  развитие интеллектуальной и в целом познавательной  активности учащихся, развитие

Слайд 3Актуальность проблемы

Любое государство сильно тогда, когда оно обладает высоким интеллектуальным потенциалом.

Учитель начальных классов, как никто другой, способен заложить фундамент для развития умственных способностей младшего школьника.

Радикальные изменения, происходящие в сфере образования, вызваны потребностью общества в кадрах, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, т.е интеллектуально развиваться.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала обучающихся

Актуальность проблемы Любое государство сильно тогда, когда оно обладает высоким интеллектуальным потенциалом. Учитель начальных классов, как никто

Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЯ
Между современными
требованиями к
преподаванию русского языка
Между всё возрастающей сложностью
Между

постоянно увеличивающимся уровнем требований

уровнем качества обучения

насыщенностью школьной программы

способностью учеников освоить весь объём предлагаемых им сведений

Обоснование проблемы

и

и

и

ПРОТИВОРЕЧИЯМежду современными требованиями к преподаванию русского языкаМежду всё возрастающей сложностью Между постоянно увеличивающимся уровнем требованийуровнем качества обучениянасыщенностью

Слайд 6ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание условий, способствующих полному раскрытию развития интеллектуального потенциала в

условиях компетентностного подхода
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание условий, способствующих полному раскрытию развития интеллектуального потенциала в условиях компетентностного подхода

Слайд 7ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Слайд 8ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА

Слайд 9ЭТАПЫ ПРОЕКТА

1 этап подготовительный
Вхождение в проблему,
изучение литературы и
Интернет

ресурсов
по данному вопросу,
создание условий
для реализации проекта;
определение основных
идей проекта:
его целей, задач,
ожидаемых результатов,
подбор форм и методов
урочной деятельности

2 этап-
практический
Диагностика уровня
интеллектуального
развития детей 8-9 лет
(психологический тест),
система упражнений, КВН, конкурсы, олимпиады,
интеллектуальные турниры,
«Неделя русского языка»;
наблюдения;
диагностика уровня развития мышления, памяти, внимания,
воображения;


Анализ проделанной
работы, проведение
тестов по результатам
проекта, сравнение
с результатами,
полученными на
начальном этапе;
подготовка материалов
по проекту для
распространения опыта.

3 этап-
аналитический

ЭТАПЫ ПРОЕКТА1 этап подготовительныйВхождение в проблему, изучение литературы и Интернет ресурсов по данному вопросу, создание условий для

Слайд 10ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 11ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умение формулировать и высказывать суждения, делать
умозаключения.
Рост

интеллектуального потенциала школьников.
Рост качества знаний по русскому языку.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУмение формулировать и высказывать суждения, делать   умозаключения.Рост интеллектуального потенциала школьников.Рост качества знаний по русскому

Слайд 12ПРОГНОЗИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

ПРОГНОЗИРУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

Слайд 13РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ (МЕТОДИКА ПРЕДЛОЖЕНА Э.Ф.

ЗАМБИЦЯВИЧЕНЕ)
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ (МЕТОДИКА ПРЕДЛОЖЕНА Э.Ф. ЗАМБИЦЯВИЧЕНЕ)

Слайд 14РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
«…обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведёт за

собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения сделались бы невозможными»
Л. С. Выготский

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА«…обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведёт за собой детское умственное развитие, вызывает к

Слайд 15СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕ

Обязательная мотивация деятельности (необычное эмоциональное начало

урока)

Использование элементов, создающих эмоциональный фон урока, поскольку психологами доказано, что неинтересные, скучные уроки не дают развития мозгу.

Создание ситуации успеха на протяжении всего урока

Познавательные задания на уроке должны составлять систему, позволяющие формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных формально-логических действий к интеллектуальным

СОЗДАНИЕ КОМФОРТНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА УРОКЕОбязательная мотивация деятельности (необычное эмоциональное начало урока)Использование элементов, создающих эмоциональный фон урока,

Слайд 16Система упражнений
по развитию интеллекта младших
школьников
Сочинение историй
Пословицы, поговорки, фразеологические обороты на

разных этапах урока

Тексты воспитательно-познавательного характера

Интеллектуальные игры

Упражнения,
применяемые
для развития
логического
мышления;

Кроссворды

Упражнения на развитие
внимания,
воображения, памяти;

Система упражнений по развитию интеллекта младших школьниковСочинение историйПословицы, поговорки, фразеологические обороты на разных этапах урокаТексты воспитательно-познавательного характераИнтеллектуальные

Слайд 17Постепенное усложнение материала.
Поэтапное увеличение объёма работы.
Повышения уровня самостоятельности учащихся.
Интеграцию знаний и

способов деятельности.
Обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно).
Формирование важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Усложнение творческой направленности в выполнении заданий.

Задания на уроке ориентированы на:

Постепенное усложнение материала.Поэтапное увеличение объёма работы.Повышения уровня самостоятельности учащихся.Интеграцию знаний и способов деятельности.Обучение способам рассуждения (как по

Слайд 18МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает

им самим найти способ его решения.
Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.
Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций.
Побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские).
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙУчитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения.Излагает

Слайд 20
Нравится тебе в школе?
в жизни?
Любишь ли ты уроки русского языка?


Любишь ли ты писать изложения?
Любишь ли ты редактировать текст?
Нравятся ли уроки с применением ИКТ?
Нужен ли русский язык

Анкета для детей (в классе 27 учащихся)

Нравится тебе в школе? в жизни?Любишь ли ты уроки русского языка? Любишь ли ты писать изложения? Любишь

Слайд 21Оценивать свои знания и осознавать необходимость новых знаний
Добывать новые знания
Приобретать полученные

знания (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать) выделять причины и следствия для необходимого результата.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, иллюстрация) и выбирать для себя форму .

Передавать содержание информации в сжатом или развёрнутом виде.

Учебно-интеллектуальные
умения

Оценивать свои знания и осознавать необходимость новых знанийДобывать новые знанияПриобретать полученные знания (анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, сравнивать)

Слайд 22 Развитие функций мышления (методика изучения мышления: тест Алетхауера)

Развитие функций мышления (методика изучения мышления: тест Алетхауера)

Слайд 23Диагностика
эффективности
проекта
Анкетирование родителей
и учащихся
Групповая и
индивидуальная
самостоятельность
Экспертная
оценка коллег
Результат диагностических
методик

для определения
сформированности
компетенций

Тестирование
учащихся

Диагностика эффективности проектаАнкетирование родителейи учащихсяГрупповая и индивидуальная самостоятельностьЭкспертная оценка коллегРезультат диагностическихметодик для определениясформированностикомпетенций Тестирование учащихся

Слайд 24Результаты психодиагностического исследования высокого уровня сформированности развития психических процессов

Результаты психодиагностического исследования высокого уровня сформированности развития психических процессов

Слайд 25Результаты диагностик уровня интеллектуального развития
высокий- 38% - 43%
средний - 45% -

49%
низкий – 17% -8%




Вывод: интеллектуальные способности развиваются


Результаты диагностик уровня  интеллектуального развитиявысокий- 38% - 43%средний - 45% - 49%низкий – 17% -8% Вывод:

Слайд 26Сформировалось устойчивое положительное отношение
обучающихся к интеллектуальной деятельности
Положительный эмоциональный отклик на

любую новую
умственную нагрузку

Постоянная потребность в возобновлении и усложнении
умственной нагрузки

Стремление к самостоятельному выбору дел

Совершенствование саморегуляции

Повышенная работоспособность

Учащимся нравится работать

На уроке русского языка интересно

Всё это даёт хорошие результаты

Результаты работы над проектом

Сформировалось устойчивое положительное отношениеобучающихся к интеллектуальной деятельности Положительный эмоциональный отклик на любую новую умственную нагрузкуПостоянная потребность в

Слайд 27
100% участие учеников 3 «З» в конкурсе
Победитель

конкурса – 100 баллов

Учащиеся, набравшие от 75 до 100 баллов

Результаты игры- конкурса «Русский медвежонок – 2014»

100% участие учеников 3 «З»     в конкурсеПобедитель конкурса – 100 балловУчащиеся, набравшие от

Слайд 28КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

Слайд 29
Работа в парах
Работа в группах
Задания на смекалку
Применение ИКТ

Работа в парахРабота в группахЗадания на смекалкуПрименение ИКТ

Слайд 31РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛА
Особенности интеллекта каждого ребёнка не являются застывшими, раз и

навсегда данными, а подтверждены прогрессивными изменениями при определённых условиях.
Считаю, что мой проект, направленный на развитие интеллектуальных способностей учащихся, имеет практическую направленность, дал положительные результаты и поэтому широко используется коллегами.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ЗАМЫСЛАОсобенности интеллекта каждого ребёнка не являются застывшими, раз и навсегда данными, а подтверждены прогрессивными изменениями

Слайд 32Информационные ресурсы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ

Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. N 2357)
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения». М., «Просвещение», 2011г.
А.Г. Асмолов. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». М., «Просвещение», 2011г.
Современная психология «Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования»
Соколова А.В. «Интеллектуальные игры» Москва 2012г.
М.Ш. Мартиросян, С.Ю. Боруха «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» Нач. шк., № 11 2011г
Особенности развития интеллектуальных способностей на уроках русского языка. News.1september.ru.
Гороховская Г.Г. «Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников»
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Для учителя. Серия: Библиотека учителя начальной школы. Из-во «ВЛАДОС». 2008г.
Интернет ресурс: «Сеть творческих учителей»
«Про школу»
«Педсовет»




Информационные ресурсыФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) (Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть