Слайд 1
Подготовила: воспитатель Нестерова Л.П.
ТОГБУ Центр «Приют надежды»
презентация на тему:
«Интегрированный подход в
организации занятий познавательного цикла»
Слайд 2ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Сущностью интегрированного подхода
является соединение знаний из разных
областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии имеется возможность решить несколько задач из различных областей развития; дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно.
Слайд 3Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей,
познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Слайд 4ПОЗНАНИЕ
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 5Познавательное развитие предполагает
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование
познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Слайд 6 Методы и приемы используемые на занятиях познавательного цикла
Словесные (проблемные вопросы,
художественное слово, загадки, словесные игры и др.)
Наглядные (сравнительный анализ, сопоставление и др.)
Практические (поиск, опыт, продуктивная деятельность и др.)
Проблемные (ситуации, игровая мотивация к деятельности, проекты и др.)
Слайд 7Примерная структура интегрированной деятельности на занятиях познавательного цикла
Вводная часть. Мотивация –
постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы.
Основная часть. Содержание –доступным пониманию детей. Детям даются или новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность.
Заключительная часть. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других.
Слайд 8Отличительные особенности:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала
разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Слайд 9Преимущества интегрированных занятий познавательного цикла
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного
интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи. формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
• эмоционально развивают детей, т. к. основаны на элементах музыки, живописи. литературы, пластики движения и др.
Слайд 10результативность
Во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творческие возможности, так
как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает;
Во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, развиваются коммуникативные умения свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем- либо;
В-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Слайд 11Используемые источники
1.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. -
М.:Творческий Центр Сфера, 2007
2.Дыбина О.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
3.Организация экспериментальной деятельности дошкольников./ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.:АРКТИ, 2004.