Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Владимировский детский сад»
Индивидуальный подход к детям
в процессе организации сюжетно-ролевой игры
Воспитатель: высшей квалификационной категории
Зубкова Светлана Валерьевна
Слайд 2Педагогика признает игру ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.
“...Игра для них —
учеба,
игра для них — труд,
игра для них — серьезная форма воспитания”, — говорила Н.К. Крупская.
Слайд 3“Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали
в действии”, — писал психолог Д.Б. Эльконин.
Слайд 4При этом очень важно правильное педагогическое руководство игрой, что дает возможность
воспитателю косвенно воздействовать на детей, ставить их в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Слайд 5Педагогическое руководство играми тесно связано с индивидуальным подходом к детям. Р.
И. Жуковская в своей книге “Воспитание ребенка в игре” отмечает, что необходимое условие педагогического руководства играми — знать и видеть ребенка, замечать в нем “еле приметные оттенки проявления личности”.
Слайд 6Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии им замысла и
умении организовать игру, в способности подобрать нужные материалы, сделать игрушки или атрибуты для игры, в выразительности выполнения той или иной роли, а также в настойчивости достижения им поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе их игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия каждого ребенка в различных играх. Особого внимания к себе требуют застенчивые, нерешительные дети, но и дети активные, с явными организаторскими способностями не должны выпасть из поля зрения воспитателя.
Слайд 7В разновозрастной группе, где я работаю, 36 детей, и все они
разные. Общительные и замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создать для нее обстановку, выполнять роли как главные, так и второстепенные, проявлять творчество и самостоятельность, другие, наоборот, безынициативные, с низким уровнем игровых навыков и умений.
Слайд 8Анастасия К. –девочка способная, умница, но неуверенная, нерешительная в себе, тихая,
послушная, никогда не проявляет своей инициативы, легко расстраивается из-за неудач. Поэтому в своей работе с Анастасией я поставила перед собой следующие задачи: воспитать уверенность в себе, инициативность в игре.
Слайд 9Анастасия скучала, не знала, в какую игру поиграть. Тогда я решила
подключить Полину Ж., она девочка активная, общительная, инициативная.
Я предложила Полине Ж, взять в игру Анастасию К. и дать роль ей – старшей дочери.
Слайд 10Они гуляли, пошли в больницу, где ей было предложена роль медицинской
сестры, но она отказалась.
Слайд 11Следующий этап – поход в парикмахерскую.
Слайд 12В парикмахерской не хватает мастеров, Анастасия с удовольствием взяла на себя
роль мастера. Желание сделать других красивыми, победило робость. После такой успешной игры в “парикмахера”, эта роль прочно вошла в число любимых ролей.
Слайд 13Артем Ж. мальчик способный, но неуверенный, нерешительный в себе, тихий, послушный,
никогда не проявляет своей инициативы, легко расстраивается, нервничает, психует, обижается на всех из-за неудач.
Слайд 14Артему Ж. нравится играть в разные игры, но часто мальчики не
принимают его в свои игры. Однако его игровая деятельность находится на среднем уровне: мальчик не может вступать в ролевое взаимодействие, соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров. Он стремится к главным ролям, но порой недостаток нужных знаний, мешают ему быть ведущим в игре. В работе с Артемом решила придерживаться следующих правил: широко использовать похвалу, поощрение за положительные проявления ребенка в ролевом и реальном общении со сверстниками в игре; исключить отрицательную оценку в адрес ребенка с моей стороны и наказание в виде исключения из деятельности; учитывать игровую тематику, привлекающую ребенка.
Слайд 15Подготовка к сюжетно-ролевой игре “Дочки - матери” показало, что тематика вызывает
у мальчика большой интерес. При первом распределении ролей, он заявил о своем не желании, быть папой. Его не устраивало взять на себя роль мужчины в доме. В индивидуальной беседе с ребенком я подчеркнула, что «папа», как и «мама» может ходить куда хочет с детьми (библиотека, парикмахерская, водить в кружок «Юный техник», художественную школу, готовить обед) – проявлять доброе, заботливое отношение к семье.
Слайд 16Уже после первой беседы Артем Ж. вызвался быть помощником на кухне,
ему нравится готовить. Одновременно проводилась работа, направленная на развитие умение правильно оценивать свое собственное поведение. Вечером ему хотелось рассказать, как мы дружно играем, помогаем, друг другу в трудную минуту, умеем договариваться между собой.
Слайд 17Эмоциональное удовлетворение от признания и поддержки сверстников, активное участие в общей
игре, совпадающей по своей тематике с интересами ребенка, способствовало улучшению взаимоотношений Артема Ж. с товарищами и взрослыми.
Слайд 18Зоя Н. очень любит рисовать, целыми днями, раскрашивает, рисует. Сюжетная игра
«Дочки – матери» не интересует. Мы ей предложили роль дочери, которая ходит в «ИЗО – студию». Во время игры ей захотелось быть «преподавателем» и самой учить рисовать других.
Слайд 19Из выше сказанного, я делаю вывод:
Мои наблюдения и результаты проведенной
работы показывают, что индивидуальный подход к ребенку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формированию положительных взаимоотношений и всестороннему развитию личности дошкольника.