Слайд 1Автор – Павлова Елена Александровна,
учитель
начальных классов
Индивидуальный образовательный маршрут
как форма работы с одаренными детьми
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вослебовская средняя общеобразовательная школа»
Скопинского муниципального района Рязанской области
Слайд 2 В условиях происходящих в нашей стране социально-экономических
изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в Президентской инициативе «Наша
новая школа».
Слайд 3 Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее
эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максималь
ном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов.
Слайд 4 Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную
личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеаль
ным может считаться индивидуализация образования.
Слайд 5 Использование индивидуального образовательного маршрута является одной из
форм работы с одаренными детьми.
Индивидуальный образовательный маршрут - это программа образовательной деятельности ребёнка, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятель
ности, фиксирующая образовательные
цели и результаты.
Слайд 6 Содержание индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
особенностями, интересами, потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
профессионализмом педагога;
возможностями образовательного учреждения удовлетворить образовательные потребности детей;
возможностями материально-техниче-
ской базы учреждения.
Слайд 7 В основе построения индивидуального образовательного маршрута
лежит самоопределение воспитанника. Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения ребенка к поставленной цели. Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть
все свои таланты и определиться в мире
профессий.
Слайд 8 При проектировании индивидуального образовательного маршрута необходимо учитывать:
1.Степень
усвоения учащимися предшествующего материала.
2.Индивидуальный темп, скорость продвижения учащихся в обучении.
3.Степень сформированности социальных и познавательных мотивов.
4.Степень сформированности уровня учебной деятельности.
5.Индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Слайд 9 Индивидуальные образовательные маршруты могут быть реализованы
различными способами:
1. Занятие в творческом объединении. Образовательный маршрут может предполагать углубленное изучение одной темы.
2. Групповые занятия. Для группы учащихся может быть организовано групповое консультирование отдельного вопроса или темы..
3. Самостоятельное изучение. Может предполагать различный уровень самостоятельности учащихся. Для сопровождения деятельности обучающегося педагог проводит консультации в процессе выполнения заданий.
4. Практика. Это вид деятельности, обеспечивающий выработку навыков самостоятельной творческой работы.
Слайд 10 Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка – диагностика;
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути их к достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы;
определить роли родителей;
разработать учебно-тематический план;
определить содержание;
определить способы оценки успехов ребенка.
Слайд 11 Рассмотрим подробнее эти этапы
деятельности:
этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности.
Вот некоторые из них:
тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине, Векслера, а так же различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);
диагностика умственных способностей;
анкета для родителей;
диагностика мышления;
методика «оценка общей одарённости»;
методика «индивидуальный портрет».
Слайд 12 Исходя из результатов диагностики, педагог совместно
с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. 2 этап
3 этап «Определение времени». Срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком.
4 этап «Определение роли родителей предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим
ребенком (например, изготовление костюма
для выступления на концерте и др.).
Слайд 13 5 этап «Разработка учебно-тематического плана» педагогу
необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из основной программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом
изучении проблемы затрагиваемой на занятии.
Слайд 14 6 этап «Определение содержания». Определяется
сама методика работы с ребенком. Педагог подбирает методы работы с одаренным ребенком по ИОМ и добавляет их к традиционным методам из базовой программы. Что касается форм и методов занятий, они разнообразны:
игра, эвристическая беседа, экскурсия, наблюдение, практическое занятие, тренинг, творческая мастерская, эксперимент, мозговой штурм, исследование.
Формы подведения итогов: концерт, открытое занятие, демонстрация достижений, зачет
ная работа, тесты, персональная выставка
и др
Слайд 15 7 этап «Интеграция с другими
специалистами». Педагог, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов (например, если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника психические особенности, то ему необходимо поработать с психологом, или вокалисту необходимо поработать с хореографом).
8 этап «Определение способов оценки и самооценки успехов ребенка».
Лучше проводить оценку успехов на каждом
этапе освоения маршрута. Самооценку воспитанник может провести по одному из опросников.
Слайд 16 Таким образом, обучение детей по индивидуальным
образовательным маршрутам требует серьезной и кропотливой предварительной работы.
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящее время нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения сразу. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью индивидуального образовательного маршрута происходит своевременная коррекция педагогического процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут – это технология будущего, которая способствует самореализации воспитанников и педагогического коллектива, реально становится персональным
путем реализации личностного потенциала воспитанника в условиях современного образования.
Слайд 17Пример индивидуального образовательного маршрута
учащегося__________________________________________________
(класс, школа)
направление
1. Фамилия, имя, отчество ученика(цы) ____________________________________________________________
2. Возраст:___________,
дата рождения ____________________________
3. Год обучения _________________________
год поступления _____________________________________
4. Характеристика личностных качеств (краткая): ____________________________________________________________
5. Основания для создания индивидуального образовательного маршрута:
способствовать наиболее полной реализации индивидуальных
творческих способностей (наличие достижений).
Слайд 186. Этапы образовательного маршрута.
Слайд 197. Учебно-тематический план
8. Способы оценки успехов воспитанника(цы) _________________________________________________________________
9. Работа с родителями____________________________________________
Педагог ____________(ФИО педагога)