Слайд 1Индивидуальная программа сопровождения
Выполнила: Цилина О.В.
Слайд 2Цель индивидуальной программы
отслеживание динамики развития учащегося с ОВЗ и результатов
совместной работы всех специалистов и педагогов школы по созданию условий для обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
Слайд 3
Задачи программы:
компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
минимизации рисков, связанных с
организацией и содержанием обучения;
реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
Слайд 4Организационно-педагогические условия проектирования и реализации ИПС:
Наличие в ОО службы сопровождения, в
рамках которой проводится комплексная оценка специалистами необходимости и целесообразности разработки для ребенка с ОВЗ ИПС. В качестве оптимальной структуры сопровождения учащихся в образовательном учреждении выступает школьный ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум);
Согласие родителей (законных представителей) на разработку и реализацию индивидуальной программы сопровождения;
Наличие подготовленных педагогических кадров.
ИПС разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиально.
Слайд 5Этапы разработки индивидуальной программы сопровождения.
1 этап: подготовительный
Цель: предварительная оценка образовательных возможностей
ребенка и запросов родителей.
Администрация определяет, в какой класс и к какому учителю поступает ребенок в соответствии с рекомендацией ПМПК и согласия родителей.
Сбор и предварительный анализ информации о ребенке и его семье.
Кроме формальных сведений, сотрудники школы в беседе с родителями выясняют их отношение к тем или иным требованиям школы, готовность к сотрудничеству с педагогами и администрацией, конкретизируют представление об обучении их ребенка, выясняют, какие ближайшие и долгосрочных цели относительно их ребенка есть у родителей.
2 этап: диагностический.
Цель: проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
Организация диагностической работы педагогов и специалистов сопровождения. Подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Проведение школьного ПМПк по выработке стратегии деятельности педагогов и специалистов сопровождения.
3 этап: Реализация индивидуальной программы сопровождения
Цель: организация деятельности учителя и специалистов сопровождения в соответствии с Программой.
Выполнение педагогами и специалистами сопровождения рекомендаций ПМПк.
Организация мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка.
4 этап: Анализ и корректировка ИПС.
Цель: анализ эффективности работы по выполнению ИПС
Отслеживание динамики развития и учебных достижений ребенка;
определение наиболее эффективных стратегий включения ребенка в образовательно-воспитательную среду;
внесение коррективов в ИПС.
Слайд 6
Структура индивидуальной программы сопровождения
Структура индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему,
состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
1.Титульный лист программы с указанием наименования образовательной организации, адресность программы (фамилия, имя учащегося, дата поступления в ОО, класс, заключение ПМПК).
часть.
2.Социальный паспорт семьи учащегося
Заполняется социальным педагогом. Содержит общие сведения о ребенке и семье: полная или неполная, состав семьи, социальный статус, сведения о бытовых условиях, взаимоотношении с родителями и членами семьи, об особенностях семейного воспитания. Данная информация важна для понимания необходимости и объема помощи семье ребенка с ОВЗ.
часть.
3. Заключения специалистов медико - психолого - педагогического сопровождения.
Каждый раздел состоит из двух частей: обследование ребенка специалистом (в динамике) и заключение специалиста по результатам обследования.
4.Медицинское обследование
Заполняется медицинским работником на момент поступления учащегося в школу и представляет собой описание актуального состояния здоровья ребенка, рекомендации врачей. В данном разделе фиксируются изменения показателей здоровья ребенка (1 раз в год).
Также здесь размещается информация по результатам обследования учащегося с ОВЗ специалистами здравоохранения.
Слайд 75.Психологическое обследование.
В данном разделе отражается динамика психологического развития учащегося на протяжении
всего периода реализации индивидуальной программы сопровождения.
Заполняется педагогом-психологом, который:
устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы с ребенком;
ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок;
помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями учащегося.
Слайд 86.Педагогическое обследование
Заполняется классным руководителем и содержит параметры характеристики школьника:
особенности учебной деятельности;
особенности
поведения и общения;
отношение к учебной деятельности;
особенности адаптации ребенка к школе,
по результатам, которых классным руководителем определяются особенности, характерные нарушения и уровень актуального развития учащегося и даются подробные рекомендации.
Данные параметров развития учащегося фиксируются в динамике (1 раз в полугодие).
7.Заключение психолого - медико - психологического консилиума
Заполняется по мере необходимости и готовности диагностических и аналитических материалов проводится заседание психолого - медико - психологического консилиума, на котором рассматриваются причины и характер отклонений в поведении и учении учащегося с ОВЗ, изучается социальная ситуация развития ученика, его положения в коллективе; определяются потенциальные возможности и способности учащегося.
По результатам заседания принимается коллективное решение о специфике содержания образования и обучения для данного ученика.
часть.
8. Индивидуальная карта мониторинга развития учащегося
Карта содержит информацию об учащемся, составе семьи, данные о родителях, информацию о получении образования до зачисления в данную образовательную организацию, информацию о наличии инвалидности.
В данную карту вносится информация о проблемах в развитии ребенка (медицинских, учебных, психологических, логопедических, социальных), рекомендации специалистов сопровождения. Прописывается образовательный маршрут учащегося с ОВЗ.
Слайд 9 Разработка ИПС помогает:
Структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных
областях (целевых направлениях);
Сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
Разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
Увидеть динамику развития ребенка, оценить эффективность собственной деятельности; Сделать образовательный процесс «прозрачным» для участников образовательных отношений.