Слайд 1Игры как средство экологического воспитания детей в старшей группе
Воспитатель гр.№12 МДОУ
№74 «Радуга» Прохорова Анна Васильевна
г. Черноголовка 2017
Слайд 2Актуальность
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника
трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им
Слайд 3
Цель:
Формирование у детей основ экологического сознания и экологической культуры через игры
Слайд 4Задачи
Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его
потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.
Слайд 5Предполагаемые результаты:
По отношению к педагогам:
повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в
экологическом воспитании дошкольников, а именно овладение знаниями, посредством игр и экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Слайд 6По отношению к детям:
Формируется умение осознать себя частью мира;
Формируется и углубляется
система представления о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия;
Обобщаются знания природоохранного характера;
Формируются основы планетарного экологического сознания;
Понимание о том, что мы живём на планете Земля и мы являемся хозяевами;
Понимание того, что у всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни;
Каждый человек должен знать правила здорового образа жизни и выполнять их;
Знания о природном окружении нам необходимы для того, чтобы ей не мешать, но и уметь оберегать и поддерживать;
Никто не имеет права самовольно прерывать жизнь другого
Слайд 7По отношению к родителям:
Активные и заинтересованные участники педагогического процесса
Занимаются дополнительным самообразованием,
привлекают к этому детей, проводят беседы о ценности окружающего мира и природы
Приучаются сами и приучают детей на собственном примере к бережному отношению к окружающему миру, чужому и собственному труду и созиданию
Слайд 8Игра –
ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего
потому, что игре присуща воображаемая ситуация.
благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями.
если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.
игра: обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
Слайд 9Экологические игры можно условно разделить на:
Ролевые экологические игры (творческие игры, игровые
обучающие ситуации)
Имитационные экологические игры
Соревновательные экологические игры
Игры – путешествия
Дидактические игры
Игры с природным материалом
Мультимедийные игры
Слайд 10Ролевые экологические игры (творческие игры)
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания
экологической деятельности, например игра «зоопарк». Цель игры: формировать представление о том, что животные могут жить только при определенных экологических условиях, поэтому нужно воссоздать для него условия обитания, максимально приближенные к естественным.
Слайд 11Имитационные экологические игры
Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.
Так, игра «Экосистема
водоём»позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.
Слайд 12Соревновательные экологические игры
Такие игры стимулируют активность их участников в приобретении и
демонстрации биологических знаний, навыков и умений. К ним относятся: конкурс – аукцион, конкурс – марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и так далее.
Это игры, в которых дети демонстрируют свои знания. Логически мыслят, быстро принимают решения. А также и выполняют практическую деятельность.
Например, в игре КВН дети отвечают на поставленные вопросы, зарисовывают ответы, решают проблемные задачи, поют, танцуют, выполняют трудовую деятельность. На протяжении всей игры наблюдается активная работа детей, дети помогают друг другу, а главное – это учатся правильно относиться к окружающему миру, для чего человек пришёл в этот мир? Не только быть пользователем и потребителем природы, а быть созидателем и принимать участие в сохранении и сбережении богатства природы.
Слайд 16Мультимедийные игры
«Что сначала, что потом»
(из последовательности картинок выбрать какая из них
первая, вторая и т.д.)
«4-й лишний»
(найти из четырех картинок лишнюю и объяснить почему при нажатии на правильную картинку она исчезнет, а если нажать на не правильную – она будет качаться)
«Какие картинки исчезли»
(посмотреть на фигуры и запомнить их порядок в течение 8 секунд. После их исчезновения найти какие картинки исчезли. А затем нажатием кнопки «проверка» проверить себя)
Слайд 20«Какие картинки исчезли»
Проверка
Слайд 21Таким образом, достигается главная цель экологического воспитания – сформировать у
детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему
Наблюдается хороший результат работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Воспитанники с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков.
Слайд 22Спасибо за внимание!!!
«Небо и Земля разделены, но они делают
одно дело»
Конфуций