Слайд 1Тема: Игры эксперименты как средства познавательного развития детей дошкольного возраста.
Кухтуекова Лариса
Александровна
Воспитатель филиала МКДОУ «Детский сад «Чебурашка»- детский сад «Колосок»
с. Зональное, Зональный район
2018г.
Слайд 2
Актуальность: Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного
возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень.
Слайд 3
Цель экспериментальной деятельности: углублять представления о живой и неживой природе, развивать
у детей познавательные способности (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
Задачи:
-формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- подводить детей к суждениям, умозаключениям, учить делать простейшие выводы, устанавливать причинно - следственные связи;
- способствовать восприятию дошкольником целостной картины мира и основ культурного познания им окружающего мира.
Слайд 4
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотивы: познавательные потребности, познавательный интерес,
в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?». В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать – научиться - познать».
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, эксперименты, опыты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
Слайд 5
Эксперимент - Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится
как «проба», «опыт».
Экспериментом называют научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.
Виды экспериментов :
Естественный эксперимент проводится в обычных, естественных условиях обучения и воспитания (в дошкольном учреждении).
Для лабораторного эксперимента в дошкольном учреждении выделяется группа детей, с которыми исследователь проводит особые беседы, индивидуальное и групповое обучение и наблюдает за их эффективностью.
Слайд 6
По количеству детей:
- индивидуальные,
- подгрупповые,
- коллективные.
По причине их
проведения:
- случайные,
- запланированные,
- поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- однократные,
- многократные, или циклические.
По месту в цикле:
- первичные,
- повторные,
- итоговые.
Слайд 7Теоретическая база
1. Веракса Н.Е., О.Р. Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы
с детьми 4-7 лет./Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов.- М.: Москва-Синтез, 2016 -80 с.
2. Гамезо. М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
3. Куликовская И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] /И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир.- М.: Педагогическое общество России, -2013.- 80 с.
4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова. – «Детство – Пресс», 2016. – 128 с.