Слайд 1м
Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ №13 Кривобок Л.А.
А
Л
Р
Ш
Игры для Развития фонематического слуха и
восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР
Методическое объединение логопедов, дефектологов
О
О
Слайд 2Что такое фонематический слух и феноматическое восприятие???
Фонематический слух -тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.
Слайд 3Для чего нужен ребенку
хороший фонематический слух?
Общеречевое развитие ребенка:
усвоение
грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Выработка орфографических навыков.
Овладение чтением.
Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
6. Успешность обучения грамоте.
Слайд 4Л
О
При обучении языку встает
задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука.
М
О
С
А
Слайд 5 Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия
Слайд 6Уровень 1 –
узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом
и основой развития фонематического слуха.
- Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
- Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
- Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
- Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
- Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
Слайд 7Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и
голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.
- Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.
- Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Уровень 2 –
различение звуков речи
по тембру, силе и высоте
Слайд 8- Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по
звучанию словами (ком, сом, лом, дом).Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
- Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Уровень 3 –
различение сходных по звучанию
слов
Слайд 9Уровень 4 –
различение слогов
Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет
ребенку, что есть короткие
и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
- Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Слайд 10
Уровень 5 –
различение звуков
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть
в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.
- Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Слайд 11
Уровень 6 –
освоение навыков анализа
и синтеза
- Игра "Сколько звуков". Взрослый
называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
- Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
- Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Слайд 12Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать
навык фонематического восприятия с этого уровня.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха облегчается процесс освоения ребенком правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Слайд 13"Зайчик и морковка"
Помоги зайчику добраться до морковки. Он может проходить только
там, где лежат предметы, начинающиеся на букву "Л".
Слайд 14"Мальчик и молоток"
Помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может
проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву "Т".
Слайд 17
Дидактическая игра «Грибок»
Цель: определение места звука в слове. На грибок наклеиваются
три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах. Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например,
ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.
__________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Слайд 19Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается
три домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами.
Слайд 20Соедини картинки с одинаковым гласным в конце слова
Слайд 21Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова
Слайд 22Соедини картинки с одинаковым звуком в начале слова
Слайд 23Соедини цифры и картинки (по количеству слогов в слове)
1
2 3
Слайд 24Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова