Презентация, доклад на тему Игры для развития фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР

Содержание

Что такое фонематический слух и феноматическое восприятие??? Фонематический слух -тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы

Слайд 1м
Подготовила: учитель-дефектолог МДОУ №13 Кривобок Л.А.
А
Л
Р
Ш
Игры для Развития фонематического слуха и

восприятия детей дошкольного возраста с ЗПР

Методическое объединение логопедов, дефектологов

О

О

мПодготовила: учитель-дефектолог МДОУ №13 Кривобок Л.А.АЛРШИгры для Развития фонематического слуха и восприятия детей дошкольного возраста с ЗПРМетодическое

Слайд 2Что такое фонематический слух и феноматическое восприятие???
Фонематический слух -тонкий систематизированный слух,

обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова.

Что такое фонематический слух и феноматическое восприятие???   Фонематический слух -тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять

Слайд 3Для чего нужен ребенку хороший фонематический слух?

Общеречевое развитие ребенка:
усвоение

грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции.
Выработка орфографических навыков.
Овладение чтением.
Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
5. Овладение операциями звукового анализа и синтеза.
6. Успешность обучения грамоте.


Для чего нужен ребенку  хороший фонематический слух? Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и

Слайд 4Л
О


При обучении языку встает

задача написать буквами воспринимаемое на слух слово. Для этого необходимо, чтобы дошкольники смогли овладеть способами анализа звуковой структуры слова, позволяющими установить количество, последовательность звуков в слове и их фонематические характеристики и умением отражать звуковую структуру слова в графической модели. Для решения этой задачи нужно научить детей воспринимать фонематические качества звука.

М

О

С

А

ЛО        При обучении языку встает задача написать буквами

Слайд 5    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Слайд 6Уровень 1 – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом
и основой развития фонематического слуха. - Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало? - Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. - Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. - Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. - Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

Уровень 1 –  узнавание неречевых звуков       Различение на слух неречевых

Слайд 7Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и

голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит. - Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко. - Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.


Уровень 2 –
различение звуков речи
по тембру, силе и высоте

Игра

Слайд 8- Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по

звучанию словами (ком, сом, лом, дом).Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. - Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Уровень 3 – различение сходных по звучанию слов

- Игра

Слайд 9Уровень 4 – различение слогов

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет
ребенку, что есть короткие

и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. - Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Уровень 4 – различение слогов Игра

Слайд 10 Уровень 5 – различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть

в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр... Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. - Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Уровень 5 – различение звуков  Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в

Слайд 11 Уровень 6 – освоение навыков анализа и синтеза

- Игра "Сколько звуков". Взрослый

называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество. - Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. - Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы.о, .ук, ку.ак).
Уровень 6 – освоение навыков анализа  и синтеза  - Игра

Слайд 12Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать

навык фонематического восприятия с этого уровня.

Уделяя внимание развитию фонематического слуха облегчается процесс освоения ребенком правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.

Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Слайд 13"Зайчик и морковка" Помоги зайчику добраться до морковки. Он может проходить только

там, где лежат предметы, начинающиеся на букву "Л".

Слайд 14"Мальчик и молоток"
Помоги мальчику добраться до молотка с гвоздями. Мальчик может

проходить только там, где лежат предметы, начинающиеся на букву "Т".

Слайд 17
Дидактическая игра «Грибок» Цель: определение места звука в слове. На грибок наклеиваются

три квадрата, ребёнку предлагается набор картинок с заданным звуком. Необходимо найти этот звук в словах. Если звук в начале слова, то ребёнок фишку ставит в первый квадрат, если в середине — во второй квадрат, если в конце – в третий квадрат. Например,
ищем звук Л в словах Лампа, Палка, Стул.
Дидактическая игра «Грибок» Цель: определение места звука в слове. На грибок наклеиваются три квадрата,

Слайд 18





__________________________________________________________________________________________________



___________________________________________________________________________________________________




___________________________________________________________________________________________________



_________________________________________________________________________________________________











Слайд 19Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Цель: определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается

три домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»Цель: определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается три домика с разным количеством окон.

Слайд 20Соедини картинки с одинаковым гласным в конце слова

Соедини картинки с одинаковым гласным в конце слова

Слайд 21Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова

Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова

Слайд 22Соедини картинки с одинаковым звуком в начале слова

Соедини  картинки с одинаковым звуком в начале слова

Слайд 23Соедини цифры и картинки (по количеству слогов в слове)
1

2 3
Соедини цифры и картинки (по количеству слогов в слове) 1

Слайд 24Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова

Соедини картинки с одинаковым гласным в начале слова

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть