Слайд 1Игровые технологии
развития речи
старших дошкольников
Слайд 2Игровые технологии- один из лучших способов развития речи и мышления детей.
Игра создаёт эмоционально комфортные условия для речевой активности детей.
Слайд 3В современных условиях образования можно выделить наиболее актуальные игровые технологии:
Слайд 4Синквейн
Слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из
пяти строк», которое пишется по определенным правилам.
В методической литературе синквейн характеризуется как эффективная технология развития образной речи.
Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.
Синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.
Слайд 5Структура синквейна
В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического
синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. По части речи это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
Во второй строке – находятся уже два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия.
В третьей строке – содержатся уже три слова, которые описывают действия, обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы.
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов.
Пятая строка – последняя. Одно слово (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом
Слайд 9Мнемотаблицы
Мнемотехника-игровая технология запоминания текста. В этой технике используются наглядные пособия –
таблицы.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать педагогу и сверстникам свои идеи для рисунка.
Начинать работать по мнемотаблицам с детьми лучше с возраста 4 лет, когда у них уже сформирован начальный словарный запас. В этом возрасте можно учить детей правилам, ориентируясь на таблицы. Это могут быть алгоритмы одевания или умывания.
Слайд 11
Мнемотаблица к
русской народной сказке «Репка»
Слайд 14Квест
Что же обозначает собственно слово «квест». Переводится оно с английского языка
как «поиск». В общем смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить о квесте как о форме организации образовательной деятельности, то это игра, чаще всего командная, включающая различные задания соревновательного характера и имеющая определенный сюжет. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений - это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты), так и интеллектуальные викторины.
Слайд 16Интеллектуальные карты
Интеллект-карта (или «карта ума») представляет собой информацию, изображаемую в графическом
виде на большом листе ватмана. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.
Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
При составлении данного дидактического пособия используется весь интеллектуальный и творческий потенциал по лексической теме.
Слайд 19Графические таблицы и схемы
(разновидность мнемотаблиц для развития
монологической речи)