Слайд 1Игра как средство развития личности ребенка
Учитель начальных классов
Латышова Л.Ф.
Слайд 2 Ребенок играет, потому что развивается,
и развивается, потому что играет.
А.С.Макаренко
Слайд 3В жизни людей игра выполняет такие
важнейшие функции
Развлекательную (основная функция игры —
развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;
терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;
социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Слайд 4В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
• целеполагания;
•
планирования;
• реализации цели;
• анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Слайд 5В структуру игры как процесса входят:
роли, взятые на себя играющими;
игровые действия
как средства реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
реальные отношения между играющими;
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Слайд 6Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание
и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением
(Шмаков С.А.)
Слайд 7Большинство игр отличает следующие черты:
свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по
желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);
эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);
наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Слайд 8Педагогические игры достаточно разнообразны по:
• дидактическим целям;
• организационной структуре;
• возрастным возможностям
их использования;
• специфике содержания.
Слайд 9Классификация педагогических игр Селевко Г.К.:
1. Деление игр по виду деятельности на
физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
2. По характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
3. По характеру игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
4. По предметной области: игры по всем школьным циклам.
5. По игровой среде: игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения.
Слайд 10 Игра – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности
учащихся
Слайд 11 Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,
помогает учащимся выработать речевые умения и навыки
Слайд 14 Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный
интерес к предмету
Слайд 15Тренинговые
Найди «лишнее слово»:
молоко, сыр, сало, сметана, простокваша
Слайд 16 Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников
Слайд 18 Соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся
Слайд 19Познавательные
«Знакомство с правилами дорожного движения»
Слайд 20Соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия
Доступность для учащихся данного возраста
Умеренность
в использовании игр на занятие
Слайд 21Виды занятий:
Ролевые игры на занятие (инсценирование);
2. игровая организация занятия с
использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие-КВН);
3. игровая организация занятия с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);
4. использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5. различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, конкурсы, соревнования), которые могут проводиться между учащимися разных групп продлённого дня.