Презентация, доклад на тему Газета для родителей Знакомим дошкольника с глиняной игрушкой

Содержание

Русская Земля издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают полезные и нужные и в то же время удивительно красивые вещи, Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия или народный промысел. Мир игрушки

Слайд 1«Глиняная народная
игрушка и дети»
«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям

живой воды, вызывают к жизни те творческие семена,
которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».

В народной игрушке отражены образ жизни, занятия, традиции и обычаи народа. Самой первой игрушкой малыша была погремушка (гремушки, складушки, брякушки). Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и
познавательно для детей.

Редактор: Никулина Е.С.
Корреспондент: Сасина Т.А.
Художник – оформитель: Сасина Т.Я.

Рубрики:
А это, знаете ли, интересно!
Давайте сравним
Определите где какая игрушка
Наши маленькие мастера




МКДОУ
«Золотухинский детский сад

«Глиняная народная игрушка и дети»«Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те

Слайд 2Русская Земля издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают

полезные и нужные и в то же время удивительно красивые вещи, Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия или народный промысел. Мир игрушки удивительно многообразный. Здесь живут рядом сказка и реальность, современность и традиция. С помощью игрушки ребенок открывает для себя мир и постигает накопленный жизненный опыт взрослых. Мы встречаемся с игрушками в музеях и на выставках, ценим их как художественные произведения, созданные талантливыми народными мастерами, художниками, скульпторами, дизайнерами. Созданные мастерами рукотворные изделия дороги нам сегодня как носители непреходящих духовных ценностей, как хранители опыта прошлого в настоящем. Покоряет в них гармония природы, труда и красоты, ремесла и искусства, рожденное живительным источником народного творчества, исторической памятью народа.


Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам. Все эти Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники,а древнейшие символы., которые мастер должен был хорошо знать.

Русская Земля издавна славилась своими мастерами, людьми, которые создавали и создают полезные и нужные и в то

Слайд 3Кожлянская игрушка
Среди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля. Кожля практически никогда и

не была деревней – она была настоящим Городом Мастеров. Тут испокон веков занимались гончарным делом. Могли гончарной посудой обеспечить всё население Курщины –  глиняные горшки, кубаны, миски, плошки, кувшины –  все было по силам кожлянским мастерам гончарного дела. Веселые получались игрушки, яркие и нарядные. Так родился уникальный народный промысел –  кожлянская игрушка. И ходили по городам и весям коробейники из Кожли, игрушки свои продавали или на продукты меняли. Их хорошо брали и в Фатеже, и в Рыльске, и в самом Курске брали добрую и веселую кожлянскую игрушку.     

Детали одежды, головные уборы фигурок, гребни птиц закрашивают сплошным цветом, чаще малиновым, зеленым, фиолетовым. Тематика кожлянской игрушки развивалась и развивается сегодня в русле отражения деревенского быта, живописного мира, сказочных и мифологических образов. Здесь можно увидеть барышню с кошечкой, женский хоровод, медведя, оленя, кошку с котятами, петуха, крокодила с балалайкой, лису с мальчиком «на руках».

Особый сюжет кожлянской игрушки — фантастические животные, такие, как и 200 лет назад.   Один из наиболее интересных сюжетов — всадник на трехглавом коне — своеобразный вариант русской тройки.
Игрушка полая. После того как корпус готов, нужно его еще правильно проколоть, чтобы он издавал определенный звук. У игрушки может не быть ножек и головы, но обязательно должна быть свистулька


Свистулька-игрушка была не только для забавы детям, ее рисунок нес информацию о наших предках, их жизни, традициях и надеждах о счастливом будущем. Орнамент на изделиях также рассказывает об окружающем мире, красоте. Петухи, козы, кони, они не просто были изображаемыми животными, они все представляли собой символы веры в солнце, жизнь и силу родной земли.

Роспись по кожлянской глиняной игрушке наносится яркими красками с помощью гусиного перышка, разные штрихи и линии складываются в сеточку, веточки, волнистые линии:
– орнамент "сеточка" – это вспаханное поле, символизирует достаток, благополучие, символ женского начала в природе;
– орнамент "горошины" – это семена, которые мы сеем в землю, символ плодородия; – орнамент "косые линии" олицетворяют дождь, ведь чтобы получить урожай, нужна вода; – орнамент "растительные знаки" символизирует взаимосвязь всего в мире, символ долгой жизни, семейного достатка и процветания;




А это, знаете ли, интересно!

Кожлянская  игрушкаСреди жемчужин Курского края числятся деревня Кожля. Кожля практически никогда и не была деревней – она

Слайд 4
Техника изготовления.
      Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная

карточка Курского края, как голосистые соловьи и пахучая антоновка. Кожлянская игрушка – это, свистулька. Глину для лепки брали только дроняевскую, её ещё называют синей. В сыром виде она отливает синевой, а после обжига становится белой. Например, Дымковскую игрушку мастера подбеливают, подкрашивают, а кожлянскую  – нет. Ещё одна отличительная черта игрушки из Кожли – на ней нет «налепов», то есть всевозможных отдельно сделанных деталей, потом прилепленных на игрушку. Всё в ней слито воедино, но показано самое характерное. Лепили барынь, всадников на конях, баранов, птичек и прочих традиционных для русских игрушек сюжеты. Вылепили – теперь нужно раскрасить. Здесь тоже неукоснительно следовали  традиции. В росписи используются четыре основных цвета: жёлтый, красный или розовый, синий или фиолетовый и зелёный.
   «Готовность» изделий определяли по цвету. Для росписи тонкими куриными перьями использовали разные краски: изначально  –  природные, потом –  флуоресцентные, анилиновые и гуашевые. Но во все времена добавляли молоко для сочности цвета и яйцо для прочности красителя. Иногда краску сахарили  –  чтобы придать блеск.    Поверхность игрушки после обжига украшают орнаментом. Чаще всего элементами орнамента являются крестики, точки, полоски, черточки, сеточки, кружочки.

Мастера и сохранение традиций.
        До недавнего времени умелиц в Кожле было трое. В 2004 году не стало Ольги Дериглазовой, члена российского Союза художников. До этого, в 1994-м, немного не дожив до 93 лет, умерла ее родная сестра Ульяна Ивановна. Обе носили звание Народных мастеров России.
 

Валентине Венедиктовне Ковкиной, тоже народному мастеру и члену Союза художников, лауреату Государственной премии 2002 года "Душа России", уже исполнилось 88.  Ее изделия хранятся в крупнейших российских музеях, в частных коллекциях как самобытные и уникальные произведения искусства.

– орнамент "волнистые линии" рассказывает о воде, но не с неба, а на земле. Это реки, озера и т.д. Обычно обозначались эти линии не по одной, а по три, а средняя - обязательно другим цветом. Это обозначение имело и религиозный смысл. Первая линия – это берег одной жизни, средняя – это ворота в другую жизнь, нам неведомой, а третья – это граница того мира, другими словами – это путь к тайным знаниям;
– орнамент "прямые линии" – подразумевает человеческую дорогу, а другими словами жизнь. И то же самое – три линии, средняя обычно другого цвета, человек по жизни идет по средней полосе, а справа – его хорошие дела, а слева – плохие;
– орнамент "звезды" – это человеческие мечты, знак разума и просветительских мыслей. Также, звезды считались дырками в небосводе, сквозь которые боги наблюдают за людьми. Валентине Венедиктовне Ковкиной принадлежит разработка новых орнаментов в кожлянской игрушке в 1995 году и одобренная искусствоведами:
– орнамент "виноградная лоза" – в нем отражается радость и красота сотворения семьи, символ плодовитости;
– орнамент "нераспустившиеся бутоны" – знак женского счастья, красоты и детей.

Техника изготовления.      Кожлянская игрушка – не просто забава, а такая же визитная карточка Курского края, как голосистые соловьи

Слайд 5Хранители народной культуры, работники Курского областного Дома народного творчества, обратились к

курским почтовикам с просьбой увековечить на конверте одну из визитных карточек курского края - кожлянскую глиняную игрушку. Постановлением губернатора Курской области Александра Михайлова 2008 год в регионе был объявлен Годом музеев и традиционной народной культуры. Задачи Года - развитие всех жанров народного искусства, поддержка мастеров народного творчества, внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы музеев, центров и Домов народного творчества и т.д. По мнению сотрудников Дома народного творчества, увековечение одного из древнейших народных промыслов региона вполне соответствует задачам тематического года в регионе. Заявка на изготовление конверта была отправлена в Москву в издательско-торговый центр «Марка». Сюжет был одобрен и конверт с изображением знаменитой игрушки вышел в свет тиражом в 500 тысяч экземпляров.


Мастера Кожлянской игрушки

Ковкина
Валентина Венедектовна

Дереглазова Ольга Ивановна

Ковкина Ульяна Ивановна

Знания о кожлянской игрушке переданы следующему поколению, были написаны книги, сняты фильмы. Имена главных мастеров упомянуты во всех книгах посвященных народной игрушке

Хранители народной культуры, работники Курского областного Дома народного творчества, обратились к курским почтовикам с просьбой увековечить на

Слайд 6Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её

Матрёна. А рукодельницей была какой! Во всей округе её рукоделие знали: и прясть, и ткать, и шить она умела. Но больше всего прославилась баба Матрёна своими игрушками глиняными, которые сама лепила.
У бабы Матрены было много внуков. Как и все детки они любили играть. Игрушки у них были обычные – тряпичные куклы да деревянные лодочки. А рядом с Кожлей голубой, розовой глины видимо-невидимо.
Матрёна: А вы знаете, внучатки, что раньше был порядок изготовления игрушки. Летом глину заготавливали, а осенью, после уборки урожая, садились за лепку. А перед лепкой глину готовили: просевали, замачивали в воде долго, затем замешивали и отбивали деревянным молотком, чтобы получалась однородная масса, отлипающая от рук. От качества замешанной глины зависело качество игрушки. А если в глине останутся комочки, то игрушка будет хрупкой.
И вот однажды я взяла комок глины голубой, да и попробовала из неё игрушку сделать. Глянь, а игрушка-то и получилась у меня! Да не простая, а сказочная: петух с короной на голове и шпорами на ногах. И решила я, что это будет игрушка-свистулька с красивыми переливами – детям для развлеченья.
А чтобы игрушка не размокала, прочная была, её нужно высушить, затем в печи обжечь. А чтобы яркой стала, надо её раскрасить.
Внук: Ах, бабушка, ты у нас такая умница и мастерица! За какое дело не возьмёшься, всё у тебя получается! Ну прямо волшебница ты у нас!
Матрёна: Да я и не волшебница то! Мне очень хотелось вас, деток, порадовать. «А где хотенье, там и уменье». Так гласит русская народная пословица.
Внучка: (разглядывает игрушку и спрашивает):
Игрушка – свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка говори:
Что там у тебя внутри?
Матрёна:
Верь, не верь, ты мой хороший,
А внутри-то ничего!
Игрушка внутри пустая, чтобы она заиграла, надо отверстие в хвосте и по бокам сделать палочкой. Оба конца у палочки заточены так, чтобы ими можно было прокалывать в подсохшей готовой игрушке 4 дырочки – свисток и готов. А выстругивала я палочку только из одного дерева, которое называли «клещуком», а по научному – это бересклет.
Внук: Как это интересно! А для росписи игрушки ведь краска нужна! Где же ты её брала раньше? Матрёна: Это не беда! У меня для окраска яиц на Пасху яркие краски припасены были. Мы эти краски на молоке и яйце замешивали. А для блеска в краску сахар добавляли. И готова краска! Прочная получалась! А кисточку из куриного пёрышка делала. Поймаю курицу во дворе и только справой стороны у неё пёрышко одно выдерну – вот вам кисточка и готова.
Внук: Да, долгая это работа – сделать из глины яркую игрушку-свиристелку.
Внучка: А я знаю пословицу:
«Терпенье и труд всё перетрут»
Автор: Так баба Матрёна каждый день садилась лепить игрушки: барынь, барашков, тройки лошадей… Лепит бабушка свои игрушки, а ребята рядышком тоже пытаются лепить, а она им подсказывает. Так и научились А весной вышли внучата бабы Матрёны на улицу со своими яркими и звонкими игрушками. Соседские ребята увидели, тоже захотели такие игрушки иметь.
Матрёна: Стали меня просить научить их тоже игрушки лепить. Делать нечего, стала учить я их. Всех ребятишек в деревне научила. А следующей зимой, когда весь урожай был собран, ребятишки и женщины лепить игрушки стали. Да не только для себя, а и на продажу тоже: чтобы другим ребятам родители их на базаре купили. Пусть и другие ребята порадуются.
Автор: А весной игрушки повезли на ярмарку. На игрушечном ряду разместились хороводы барышень, зверюшек, всадников.
С тех пор и стали каждую зиму лепить игрушки на продажу. Вся земля в Кожле бедная была, урожаи маленькие. Все женщины и дети были заняты делом всю зиму. Да и русская пословица гласит:
«Труд человека кормит, а лень портит»


СКАЗКА О КОЖЛЯНСКОЙ ИГРУШКЕ

Автор: Жила-была в селе Кожля, недалеко от города Курска, старуха. Звали её Матрёна. А рукодельницей была какой! Во

Слайд 7Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он

существует более 400 лет и до сих пор не утратил своей популярности. Родиной промысла является город Киров (ранее – Вятка и Хлынов), а точнее Дымковская слобода, ныне вошедшая в состав города.

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась.

.

Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться.

Изображались:

Сушка и обжиг
Каждая дымковская игрушка перед обжигом должна пройти этап сушки, длительность которого зависит от размеров фигурки, а также от характеристик помещения (влажности, температуры воздуха и т. д.). В среднем этот этап занимает от 2-3 дней до 2-3 недель. После этого наступает время обжига. Раньше он производился в русской печи на железном противне, устанавливаемом непосредственно над дровами. Игрушки накаляли докрасна, а затем оставляли остывать там же в печи. Сейчас для обжига используется специальное электрическое оборудование, которое позволило сделать процесс менее трудоемким и опасным.
Побелка
После обжига в печи игрушка становится красно-коричневой, поэтому перед нанесением узоров ее выбеливают. Для этого готовится специальный раствор из мелового порошка и молока.
Роспись
После того как побелка высыхает, начинается этап росписи – нанесение незамысловатых узоров яркими красками. Выбор цветов невелик: синий, оранжевый, зеленый, коричневый, желтый, малиновый. Дополнительные цвета можно получить, разбавляя основные мелом. Так, высветленный синий и малиновый дают
голубой и розовый соответственно.
Вместо кисточек в старые времена пользовались деревянными палочками с обмоткой из льняного лоскута.

Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках, кавалеры. Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы, а так же утки, индюки, петухи. Встречаются и композиции: группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные.

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены

технологией изготовления.

Дымковская игрушкаДымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России. Он существует более 400 лет и до

Слайд 8В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян

во многом утратили свое значение. Игрушки более раннего периода были предельно просты по форме, потому что определяющим считался их сакральный смысл. С отказом от дохристианских обрядов и ритуалов формы игрушек стали меняться, приобретая изысканность и красоту. Та дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время.

В начале XX века дымковский промысел был практически утрачен. Осталась одна потомственная мастерица, хранившая традиции изготовления и росписи игрушек, - А. А. Мезрина. Благодаря ей и художнику А. И. Деныпину, первому исследователю дымковского искусства, в начале 30-х годов промысел удалось возродить. Вокруг Деныпина и Мезриной сосредоточилась группа энтузиастов, большинство из которых были связаны семейными узами. Их стараниями дымковская игрушка вернула себе былую славу.

Лепят дымковские игрушки по частям.

Поэтому и орнамент был предельно прост: прямые или волнистые линии, круги, ромбы и т. п. В настоящее время мастерицы используют кисти из колонка или хорька.
В краску, кстати, добавляют сырое яйцо. Это позволяет сделать цвета более насыщенными и придает фигурке блеск. В последнюю очередь игрушку украшают сусальным золотом. Малиновой краской намечаются щеки и рот, черной рисуются дуги бровей и круглые глазки. Волосы окрашиваются преимущественно в темный цвет: черный или коричневый. Рубахи и головные уборы делаются однотонными, а юбки барынь и шкура животных покрывается орнаментом поверх белого цвета

Сначала из промытой жирной глины, разбавленной песком, катают шарики разных размеров. Затем расплющивают их для получения плоских лепешек, из которых и делается корпус игрушки.

К корпусу прикрепляются более мелкие детали (руки, головы, хвосты). Места скрепления деталей обильно смачивают водой, затем заглаживают стыки влажной тряпкой. Выравнивают фигурку мокрыми пальцами. Например дымковская игрушка лошадка состоит из следующих частей: цилиндрический корпус, четыре короткие конусообразные ноги, изогнутая шея, переходящая в удлиненную мордочку. После того как основа игрушки готова, ее дополняют гривой, хвостом и маленькими ушками.

Орнамент
Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги.

Несмотря на нарочитую простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой в широком смысле, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил.

В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение. Игрушки

Слайд 9Филимоновская игрушка
Филимоновской игрушке более 700 лет.
В самом сердце России, недалеко от

старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.
Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.




Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.
Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни –

Роспись филимоновской игрушки Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми. До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно. Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме: сначала накладывают желтые полосы и пятна; потом их обводят красным; затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.  .

Филимоновская игрушкаФилимоновской игрушке более 700 лет.В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на

Слайд 10Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и

дал начало истории филимоновской игрушки.
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.
Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.
Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками.

Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки. После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек.

Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.В деревеньке

Слайд 11Каргопольская игрушка
В деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это

Каргопольский район Архангельской области), с древних времен занимались созданием гончарных предметов обихода. Это дело было сезонным – когда заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне могли позволить себе заняться лепкой горшков. Из глиняных отходов создавали разные поделки. Так появилась знаменитая каргопольская игрушка. Первоначально к этому ремеслу никто не относился серьезно. Для раскрашивания изделия использовали подручные материалы. В основном эта была печная сажа и известь

Глиняные каргопольские игрушки представляют собой фигурки в виде собак, медведей, сказочных героев, приземистых мужиков с бородами-лопатами, баб с новорожденными малышами, птиц и других живых существ.

Игрушка из Каргополя своим развитием во многом обязана Шевелевым. Шевелев Александр Петрович дал жизнь филиалу каргопольского отделения «Беломорских узоров», который производил игрушки. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, принадлежащий предприятию народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Предложили его возглавить Шевелеву Александру Петровичу (1910 – 1980 гг.). Не было ни оборудования, ни гончаров. Теперь многие только дивятся, как с малыми возможностями Александру Петровичу удалось наладить настоящее гончарное производство. Его игрушки сразу завоевали популярность..

Элементы орнамента – круги с пятнами другого цвета или крестами внутри, «ёлочки», «гребёнки» – сходны с орнаментами на глиняных черепках каргопольской культуры четырёх тысячелетней давности. Символичной была каждая деталь. Запечатлённый в игрушке образ – отголосок древних представлений о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображённое на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зёрнами яровых посевов.

Орнамент напоминает северную вышивку. В цветовой гамме преобладают белый, зелёный, голубой, красный, чёрные цвета. Белый цвет в древности понимался как «сияющий белизной» и сравнивался со светом, но не отражённым, а излучаемым изнутри. Красный, «жаркий» цвет символизировал не только солнце, но и небесный огонь: солнце есть круг, наполненный огнём, пристрастие к сочетанию блеклого

Каргопольская игрушкаВ деревнях, которые находились на территории Каргопольского уезда (сегодня это Каргопольский район Архангельской области), с древних

Слайд 12Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не

обладала яркой расцветкой, ведь в качестве красок использовали мел, сажу и цветную глину. Современная вещица уже отличается более яркими оттенками, однако профессионалы стараются не делать свои творения очень пестрыми. Красный, синий, зеленый, белый, черный цвета и охра являются самыми популярными оттенками для разрисовывания изделий. Для большинства игрушек характерны такие элементы росписи, как кресты, красные большие круги, кольца. Все это старинные солнечные символы. Также использовали мотивы лепестков растений, колосьев хлеба и зернышек.
Классиком народного промысла каргопольской игрушки по праву считается замечательный мастер Иван Васильевич Дружинин. Игрушки начал лепить ещё  в детстве, посудой же почти не занимался. В 1930-е гг.  Дружинин был хорошо известен в среде собирателей народного искусства. Ему заказывали игрушки многие музеи страны, о нём писали в газетах. Долгое время считалось, что все работы, хранящиеся в музеях, сделаны одним только  И.В. Дружининым. Но в 1976 г. вдова мастера, Екатерина Андреевна Дружинина, рассказала, как работала вместе с мужем. Иван Васильевич  трудился  в колхозе, а лепил лишь вечерами  да по ночам. Игрушки он раскрашивал редко, «узоры наводила» Екатерина Андреевна. Игрушками до замужества она не занималась, лепить их так и не научилась, а вот в росписи мужа превзошла, да  и многих односельчан тоже.

Глиняных мужиков и баб, и диковинных зверей стали спрашивать все, кто приезжал в Каргополь.
Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Большим спросом пользуются у гостей города «Каргопольская тройка». Александр Петрович создал этот сюжет, соединив в единую композицию фигурки, которые традиционно лепили одиночными: возок, кони, фигурки людей. Появились игрушки, в которых нашла отражение тема труда сельского жителя: пахарь, сеятель, жнецы.

Бросается в глаза  сходство каргопольс-кой игрушки  с подмосков-ными  

богородскими деревянными игрушками и особенно с излюбленными для богородцев очеловеченными медведями. Отчётливы и различия. Несомненно, своеобразие каргопольских глиняных фигурок и в подходе к теме и, особенно, в раскраске и орнаменте. Возьмем, например, барынь. У «дымок» барыня либо с зонтиком, либо с собакой. Если женская фигура вместе с ребёнком, то это уже не барыня, а «кормилка», она несёт не своё, а «господское дитё».

охристо-жёлтого и серого тонов, иногда он применяет розовый и совсем редко зелёный.

СИМВОЛИКА КАРГОПОЛЬСКОЙ ИГРУШКИ

Слепленная из глины баба символизируют моление «матери сырой земли» о вешних лучах солнца, о свете и тепле, так необходимых для её плодородия. Птицы издавна считались в народе предвестницами тепла и весны. Своим громким щебетом они «прогоняли» с земли силы тьмы, несли свет, радость и счастье

Медведь – знак Плодородия

Олень. Лось. Баран – знаки Неба

«Полкан» – знак Солнца. Полкан, огромный и добрый богатырь, защитник людей от сил зла. Он наполовину бравый генерал: грудь у него крепкая, лицо круглое с большой окладистой бородой, а туловище-как у коня, и на ногах копыта. На груди Полкана–лучистое солнышко.

Несмотря на такое широкое разнообразие форм, старинная каргопольская глиняная игрушка не обладала яркой расцветкой, ведь в качестве

Слайд 13Женский образ
Дымковская барыня
Филимоновская

барыня

Каргопольская барыня

Кожлянская
барыня

Давайте сравним:

Женский образДымковская барыня   Филимоновская           барыняКаргопольская

Слайд 14КОНЬ
Филимоновская
Дымковская
Каргопольская
Кожлянская
ПТИЦА

КОНЬФилимоновская ДымковскаяКаргопольскаяКожлянскаяПТИЦА

Слайд 15ОРНАМЕНТ
Каргопольский
Филимоновский
Дымковский
Кожлянский

ОРНАМЕНТКаргопольскийФилимоновский ДымковскийКожлянский

Слайд 16ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА?
1

2

3

4 5 6

ГДЕ КАКАЯ ИГРУШКА?1

Слайд 17Знакомим с кожлянской игрушкой

Знакомим с кожлянской игрушкой

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть