Слайд 1Формирование жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста с помощью сказки
Воспитатель МБДОУ №58«Солнышко»
г. Симферополь
Любина В.П.
Слайд 2Сказкотерапия
это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии. Возможно, с
помощью сказок (или под их влиянием) сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки же можно попытаться из этого неудачного жизненного сценария человека извлечь (С. А. Черняева, 2002);
это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
это процесс активизации ресурсов, потенциала личности;
это процесс объективизации проблемных ситуаций;
это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг;
это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появится чувство защищенности и аромата Тайны…
Слайд 3 Значение сказок для воспитания и развития личности ребенка
Осипова А.А. сводит к следующим позициям:
Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.
Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизненный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность: чтобы ни происходило в сказке - все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее. Таким образом, ребенок усваивает, что все, что происходит в жизни человека, способствует его внутреннему росту.
Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.
Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет слушателю активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.
Слайд 4Задачи сказкотерапии:
Научиться тому, как учить
Изобрести метод обучения для тех, кто
желает познавать только то, что интересно, а не то, что необходимо
Изобрести метод гармонизации для тех, кто привык к внутренней дисгармонии и для кого хаос - это способ адаптации
Слайд 5Виды сказок
Художественные
Психокоррекционные
Психотерапевтические
Медитативные
Дидактические
Слайд 6Сказка удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
Потребность в автономности. В каждой
сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;
Потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;
Потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.
Слайд 7Принципы работы со сказками
Осознанность
Множественность
Связь с реальностью
Слайд 8Правила проведения сказкотерапии
Психологическая атмосфера занятий
Читать или рассказывать?
Слайд 9Как написать
терапевтическую сказку
Жили-были
И вдруг однажды…
Из-за этого…
Кульминация
Развязка
Мораль сей сказки такова