Слайд 1Формирование универсальных учебных действий в образовательном пространстве начальной школы в условиях
внедрения ФГОС НОО
Слайд 2В чем заключается задача школы?
Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ –
учить СЕБЯ.
Слайд 3Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать
пути их реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Слайд 4Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса
Слайд 5Как достичь эту цель?
Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Слайд 6
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к
организации собственной деятельности;
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
(ФГОС НОО, стр.7, раздел I.)
«Портрет выпускника начальной школы»
Камагаева Наталья Николаевна МОУ НОШ №33 г. Майкоп, РА учитель начальных классов
Слайд 9действия
смыслообразования
действия
нравственно-этического
оценивания
Личностные УУД
Действия
самоопределения
Слайд 10Личностные УУД
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
и ориентацию в социальных ролях и
межличностных
отношениях:
личностное, (профессиональное), жизненное
самоопределение;
смыслообразование, т.е. установление
учащимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
нравственно-этическая ориентация,
в том числе и оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор
Слайд 11Личностные универсальные действия
Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных
задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Слайд 12Познавательные УУД
обще-
учебные, включая
специально-предметные
действия
логические, включая
знаково-символические
действия
постановка
и решение
проблем
Слайд 13Познавательные универсальные действия
включают:
Общеучебные универсальные действия:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и
выделение необходимой информации;
-структурирование знаний;
-знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.
Слайд 14Универсальные логические действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез
как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 15Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Слайд 16Познавательные действия
Включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования;
моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Слайд 17Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Целеполагание
Планирование
Контроль
Прогнозирование
Коррекция
Волевая
саморегуляция
Оценка
Слайд 18Регулятивные учебные действия детей младшего школьного возраста:
1. Умение учиться и способность
к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
— способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
— умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
— преодоление импульсивности, непроизвольности;
— умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
— умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
— умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
— умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Слайд 19Регулятивные учебные действия
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного
оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
— целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
— готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
— формирование основ оптимистического восприятия мира.
Слайд 20Регулятивные УУД
Регулятивные УУД включают навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу,
умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений .
Слайд 21Регулятивные действия
Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Слайд 22Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Слайд 23Коммуникативные действия – межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение
к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству.
К ним относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации
Слайд 24Коммуникативные действия
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Слайд 26Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при
организации мониторинга их достижения.
Слайд 27 Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Структура технологической карты:
* название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
*планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
* межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
* этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
*контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 31Технологическая карта позволит учителю:
* реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
* системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;
*проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
*на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Слайд 33Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,
можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег