Презентация, доклад на тему Формирование учебной деятельности как приоритетная цель обучения младших школьников в контексте ФГОС

Содержание

 Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной деятельности. Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой

Слайд 1«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В

КОНТЕКСТЕ ФГОС»






Клевакина Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №192
Кировский район
город Новосибирск


«ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Слайд 2 
Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить

его учить самого себя, т.е. учебной деятельности.
Цель ученика при этом - овладеть умениями учиться.
Учебные предметы и их содержание выступают как средство достижения этой цели.

 Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить его учить самого себя, т.е. учебной

Слайд 3ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика

самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование умения учиться.

Учить себя - вот та задача, успешное решение которой учениками зависит от умения учителя организовать учебную деятельность школьников.
Важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка.
Главная цель учителя научить ребенка самому добывать знания, показав учащимся процессы становления научных и практических знаний.












ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути

Слайд 4ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ УД
УД имеет своей целью такое преобразование опыта обучаемых, которое

приводит к формированию их как субъектов данной деятельности
УД предполагает необходимость целенаправленной активной собственной деятельности обучающегося
УД может иметь место только при взаимодействии с педагогом

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ УД УД имеет своей целью такое преобразование опыта обучаемых, которое приводит к формированию их как

Слайд 5Г. И. ВЕРГЕЛЕС ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ:

построение учебной деятельности на всех этапах обучения как модели трудовой
обеспечение единства содержательного, операционного и мотивационного компонентов в процессе формирования учебной деятельности
реализация внутрипредметных и межпредметных связей
развитие младшего школьника в процессе формирования учебной деятельности как ее субъекта
реализация определенных дидактических условий, приемов в процессе формирования учебной деятельности
 

Г. И. ВЕРГЕЛЕС ВЫДЕЛЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: построение учебной деятельности на всех

Слайд 6ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
познавательная (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством

опыта)
преобразующая (развитие ребенка через овладение им различными интеллектуальными и практическими умениями).
ФУНКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИпознавательная (познание окружающего мира, выражающееся в усвоении накопленного человечеством опыта) преобразующая (развитие ребенка через овладение

Слайд 7ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
содержание

учебного материала
организация учебной деятельности
коллективные формы учебной деятельности
оценка учебной деятельности
стиль педагогической деятельности учителя

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ содержание учебного материалаорганизация учебной деятельностиколлективные формы

Слайд 9УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УД
системное построение каждого учебного предмета и учебного

плана в целом
единство специфических и инвариантных возможностей различных учебных предметов
повышение степени самостоятельности младших школьников
единство репродуктивного и продуктивного характера учебной деятельности
целенаправленное изменение меры конкретного и общего в процессе овладения учащимися учебной деятельностью


УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УДсистемное построение каждого учебного предмета и учебного плана в целомединство специфических и инвариантных

Слайд 10ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 11ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК, А ЗАТЕМ

УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК, А ЗАТЕМ УМЕНИЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 12
Г.А. Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию…

необходимости его появления».
Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность  её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»  Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
Г.А. Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных

Слайд 13ПОКАЗАТЕЛИ СФОМИРОВАННОСТИ УД
целенаправленность
осознанность
обобщённость
плановость
устойчивость
степень самостоятельности
отношение к учебной деятельности

ПОКАЗАТЕЛИ СФОМИРОВАННОСТИ УДцеленаправленностьосознанностьобобщённостьплановостьустойчивостьстепень самостоятельностиотношение к учебной деятельности

Слайд 14 Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения

системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?»
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих

Слайд 15 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение,2014
Виноградова Н.Ф. «Начальная

школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. - М.: Вентана – Граф, 2005
Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006
Романовская М.Б. Проекты в младших классах.- Завуч начальной школы- №6-2007
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. — Л., 1989.
Вергелес Г.И., Конева В.С., Семенова О.Н. Дидактика (опорные конспекты). Учебно-методическое пособие для студентов факультетов начального образования. – СПБ: ВВМ, 2010
Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. - М., 1982.
Пидкасистый П. И. Педагогика. – М., 2008.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.:Просвещение,2014Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века».

Слайд 16 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть