Слайд 1 Составитель: Брагина-Марова Ирина Анатольевна
воспитатель муниципального бюджетного
образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 257
городского округа Самара
«Проблемы выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников»
Слайд 3 Цель исследования:
на основе теоретического анализа особенностей выявления и предупреждения стрессов
у детей дошкольного возраста; составить и апробировать программу предупреждения психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Объект исследования:
стрессовые состояния у дошкольников.
Предмет исследования:
особенности выявления и предупреждения стрессовых состояний у дошкольников
Слайд 4
Задачи исследования:
Раскрыть понятие стресса.
Рассмотреть основные способы выявления стрессовых состояний у дошкольников.
Изучить
особенности предупреждения стрессовых состояний в дошкольном возрасте.
Составить и апробировать программу предупреждения психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Слайд 5
Рабочая гипотеза
если в процессе организованной образовательной и совместной деятельности дошкольников
и воспитателя оптимизировать режим дня, систематически проводить оздоровительные игры; правильно организовать двигательную активность детей, то улучшится их психоэмоциональное состояние.
Слайд 6 Методологическую основу
исследования составляют:
«эмоции - особый класс субъективных психологических состояний,
отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» (В.К. Вилюнас);
стресс является, как «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», состояние психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях (Г. Селье);
стресс – это приспособительная реакция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и человек не имеют возможности удовлетворять свои потребности (Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколов).
Слайд 7
Методы исследования:
метод теоретического анализа психологической,
педагогической, методической литературы;
наблюдение;
анкетирование;
эксперимент;
методы обработки научных
результатов.
Слайд 8 Стресс - это «неспецифический ответ организма на любое
предъявленное ему требование» (Ганс Селье).
Стресс помогает организму приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, при неблагоприятных - в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов
Слайд 9 Стрессорное воздействие на детей в образовательном учреждении могут оказывать:
нерациональный режим жизнедеятельности,
дефицит
свободы движений,
недостаточность пребывания на свежем воздухе,
нерациональное питание и плохая его организация,
неправильная организация сна и отдыха детей,
авторитарность стиля общения с детьми взрослых при отсутствии к ним внимания и заботы,
необоснованное ограничение свободы детей,
интеллектуальные и физические перегрузки,
неблагоприятные в геомагнитном плане дни и плохие погодные условия, а также другие факторы, связанные с разнообразными проблемами семьи и взаимоотношений со сверстниками.
Слайд 10 Средства для снятия нервного напряжения являются:
физическая нагрузка;
сон;
питание;
закаливание.
Слайд 11
Рациональная (с точки зрения психического здоровья детей) организация режима дня
и основных режимных моментов.
Оптимизация двигательной деятельности детей.
Оздоровительные игры
Слайд 19Вывод по эксперименту
Программа, предусматривающая оптимизацию режима дня, организацию оздоровительных
игр, а также двигательной активности положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Слайд 20Заключение
Наши исследования и проведенный эксперимент показали, что профилактика стрессовых состояний
у дошкольников заключается в первую очередь в рациональном (с точки зрения психического здоровья детей) организации режима дня и основных режимных моментов, достаточной двигательной активности детей и получение положительных эмоций в играх, упражнениях и бытовой жизни МБДОУ.
Изложенное позволяет на сделать вывод
о том, что поставленная нами цель достигнута,
гипотеза подтверждена, задачи решены.