Презентация, доклад на тему Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин

Содержание

В математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированности является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.

Слайд 1Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величин
Презентацию подготовила,

студентка группы ДОЗС-15 Курочкина Е.В.
Формирование у детей представлений о величине предметов и измерении величинПрезентацию подготовила, студентка группы ДОЗС-15 Курочкина Е.В.

Слайд 2В математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого

человека и их сформированности является условием успешного обучения ребенка в школе. В развитии представлений о величине предметов заложены большие возможности для развития мышления детей.
В математические представления о величине предметов необходимы в практической жизни каждого человека и их сформированности является условием

Слайд 3Осознание величины предметов способствует умственному развитию ребенка, развитию способности отображения, распознавания,

сравнения, обобщения. Формирование понятия величины и измерительной деятельности на занятиях по ФЭМП подводят дошкольников к пониманию величины как математического понятия, и готовит к дальнейшему его усвоению в школе.
Осознание величины предметов способствует умственному развитию ребенка, развитию способности отображения, распознавания, сравнения, обобщения. Формирование понятия величины и

Слайд 4Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей

и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета. Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой – опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза. Величина измеряема, относительна, может изменяться без изменения свойств предмета.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов

Слайд 5Величины, с которыми знакомятся дошкольники
Длина
Масса
Скорость
Время
Площадь
Емкость

Величины, с которыми знакомятся дошкольникиДлина Масса Скорость Время Площадь Емкость

Слайд 6При ознакомлении детей с величиной выделяют несколько этапов (3. Е. Лебедева).

1-й

этап — выделение определенного параметра величины;
2-й этап — непосредственное сравнение предметов по выделенному параметру;
3-й этап — одновременное установление относительной величины разных параметров сравниваемых
предметов;
4-й этап — формирование умения строить ряд величин;
5-й этап — опосредованное сравнение величин предметов с использованием меры.
При ознакомлении детей с величиной выделяют несколько этапов (3. Е. Лебедева).1-й этап — выделение определенного параметра величины;2-й

Слайд 7Задачи и содержание формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте.
Задачи

работы в младшей группе:

Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров (большой дом – маленький домик, большая
матрешка – маленькая матрешка, большие мячи – маленькие мячи и т.д.)
Методика
В процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их величине. Эти игры носят эмпирический характер. Воспитатель постоянно привлекает внимание детей к размерам
игрушек, формирует опыт различения предметов контрастных размеров, показывает и называет большие и маленькие
предметы.
Задачи и содержание формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте.Задачи работы в младшей группе:Привлекать внимание детей

Слайд 8Задачи в младшей группе:

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении

размеров предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые(равные) по длине, широкий- узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий – низкий , одинаковые (равные) по высоте, большой- маленький, одинаковые(равные) по величине.

Требования к наглядному материалу:
Предметы (ленты, полоски бумаги, шарфы и т.п.) должны быть контрастных размеров и отличаться только одним признаком, по которому дети будут сравнивать эти предметы. Разница в сравниваемом признаке должна быть в демонстрационном материале не менее 10-15 см, в раздаточном – не менее 5 см.

Приемы обучения:
Показ того или иного признака: длина – слева направо; ширина – поперек предмета; высота - снизу вверх.
Воспитатель проводит рукой вдоль предмета 2-3 раза. Затем дети пальчиком показывают выделенный признак 2-3 раза. Толщина сравнивается путем обхвата округлых предметов пальцами обеих рук или одной.
Приемы наложения и приложения:
Первым дается прием приложения, т.к. предметы первоначально имеют один цвет.
Например, сравнивая длину, дети кладут предметы рядом и подравнивают их концы с одной стороны.
Пользуясь наложением, совмещают также верхние и нижние края.
Задачи в младшей группе:Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении размеров предметов соизмерять один предмет с

Слайд 9Задачи работы в средней группе:

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами

разной длины (высоты, ширины)или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем(убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она самая узкая и т.д.

Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке.

Обращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов: относительности, транзитивности.
Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»
Задачи работы в средней группе:Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)или толщины: систематизировать

Слайд 10 Задачи работы в старшей группе:
Учить устанавливать размерные отношения между 5-10

предметами разной длины (высоты, ширины)или толщины: систематизировать предметы, располагая их в возрастающем(убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента – самая широкая, фиолетовая – немного уже, красная – еще уже, но она шире желтой, а зеленая уже желтой и всех остальных лент. Она самая узкая и т.д.
Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно- с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире(уже), толще(тоньше) образца и равные ему.
Дети продолжают сравнивать предметы, раскладывая их в убывающем и возрастающем порядке
Обращают внимание детей на свойства упорядоченного по величине ряда предметов: относительности, транзитивности. Проводят игры «Разложи по порядку», «Наведи порядок», «Построй по росту», «Найди место предмета», «Узнай, какой предмет лишний», «Какого предмета не хватает?»
Задачи работы в старшей группе:Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины)или толщины:

Слайд 11Формы детской деятельности при обучении измерению

Формы организации детской деятельности, направленной на

познание, измерение и сравнение величин:
Повседневная деятельность: бытовая, игровая (игры подвижные, дидактические, развивающие, сюжетно- ролевые), трудовая, конструктивная.
Самостоятельная познавательно – игровая деятельность детей в игротеке, организованной в групповой комнате организуются как совместная игра (педагога с детьми), так и индивидуальные, самостоятельные.
Специально планируемые игры – занятия. Занятия носят развивающий характер, в них участвуют 6 – 8 детей.
Игры и упражнения, организуемые воспитателем группы на основе данных о ходе математического развития детей.
Опытно-экспериментальная деятельность (проведение опытов и экспериментов).
Формы детской деятельности при обучении измерениюФормы организации детской деятельности, направленной на познание, измерение и сравнение величин:Повседневная деятельность:

Слайд 12Измерение — один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется

непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В истории развития человеческого общества счет и измерение были, конечно, самыми первыми видами математической деятельности, тесно связанными с элементарными потребностями человека, и прежде всего с определением площадей земельных участков, вместимости сосудов и др.
Измерение — один из видов математической деятельности. С помощью измерения определяется непрерывная величина: масса, объем, протяженность. В

Слайд 13В процессе измерения дети должны научиться: измерять условной мерой и общепринятыми

мерами; чертить в тетради линии определенной длины; взвешивать с помощью игрушечных гирь; описывать свои действия, направленные на измерение предметов. Дети измеряют шагами, пальцами, чашками, ложками, стаканами, полосками бумаги, определяют величину на глаз.
В процессе измерения дети должны научиться: измерять условной мерой и общепринятыми мерами; чертить в тетради линии определенной

Слайд 14Этапы обучения измерению детей в старшей группе (3. Е. Лебедева).

1-ый этапе:

дети выполняют только отмеривание, накладывание (заполнение) мер, а потом считают их. Измерение осуществляется одновременно несколькими одинаковыми мерами. В результате чего у детей формируются представления о том, что такое мера, зачем надо измерять.

2-ой этап: обучения измерение осуществляется одной мерой, но при этом ребенок имеет возможность зафиксировать каждую меру отдельно.

3-ий этап: дети учатся измерять величины одной условной мерой; количество измерений фиксируют фишкой (маленьким предметом). После измерения ребенок считает фишки и так получает результат. Ошибки детей на этом этапе чаще всего возникают тогда, когда ребенок насыпает (наливает) меру и ставит фишку, а потом высыпает (выливает) и ставит еще одну фишку. Чтобы предупредить это, воспитатель подчеркивает, что ставить фишку нужно только после того, как высыпали (вылили) меру.

4-ый этап: — это одновременное выполнение двух видов деятельности: счета и измерения. Дети откладывают меры и сразу называют число. Это и есть тот уровень развития деятельности, к которому следует подвести детей.
Этапы обучения измерению детей в старшей группе (3. Е. Лебедева).1-ый этапе: дети выполняют только отмеривание, накладывание (заполнение)

Слайд 15Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки

подрастающего поколения. Формирование элементарных математических представлений также происходит в детском саду. Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей, должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми математических понятий, как число, счет, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Каждый взрослый знает, что математика –это
очень важно!
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяет возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения. Формирование элементарных математических представлений

Слайд 16Используемый список литературы:


Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных
математических представлений у

дошкольников: конспект лекций Под. ред. Будько Т.С. ; Брестский государственный университет
им. А.С. Пушкина Брест: Издательство БрГУ, 2006 46 с.

Габова М.А. математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технология: Учебное пособие/ М.А.Габова.-М.:Директ-Медиа, 2014.-534с.

Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. - Волгоград, Учитель, 2006.

Используемый список литературы:Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарныхматематических представлений у дошкольников: конспект лекций   Под.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть